Родился святой князь в 1221 году в городе Переславле-Залесском. Его отцом был князь Ярослав — один из сыновей Всеволода Большое Гнездо, а прадедом Владимир Мономах. Матерью князя была Феодосия, происходящая из южнорусских князей. Прадедом матери был святой князь Мстислав Храбрый, мощи которого находятся в новгородском Софийском соборе.

Уже в раннем детстве князь Александр принял благословение на ратное служение во Имя Бога. Согласно летописям, этот обряд был совершён святителем Симоном, епископом Суздальским, в Спасо-Преображенском соборе города Переславля.

В то время княжеских сыновей постригали в воины в 3-4  года. Мальчика ставили в храме перед царскими вратами, и над ним произносилась молитва, в которой испрашивалось благословение Божие. Затем постригались волосы в знак того, что дитя посвящается Богу. После этого мальчика сажали на коня, а в руки давали лук со стрелами. Это означало его будущую самостоятельность и воинскую обязанность защищать свою землю.

С юных лет князь Александр выделялся своим глубоким религиозным настроением и чувством долга. Он мало предавался детским забавам, зато любил чтение священных книг — Евангелия и Псалтири. Часто пел на клиросе в храме.

Изучали молодые князья и светские науки, иностранные языки, преимущественно латынь и греческий, знали античную литературу. Кроме этого, большое внимание уделялось физическому воспитанию: верховая езда, владение различным оружием.

Особым событием в жизни князя Александра стал обряд «посажение на стол». Это событие произошло в Софийском Новгородском соборе в 1236 году. Благословляя сына на княжение в Новгороде, князь Ярослав сказал: «Крест будет твоим хранителем и помощником, а меч — твоею грозою! Бог дал тебе старейшинство между братьями, а Новгород Великий — старейшее княжение во всей земле Русской!»

В восемнадцатилетнем возрасте князь вступил в брак с девицей Александрой, дочерью полоцкого князя Брячислава. Князь Ярослав благословил молодых при венчании чудотворной иконой Божией Матери Фёдоровской. Эта икона находилась при князе Александре до конца его земной жизни.

Начало княжения молодого князя пришлось на один из самых страшных периодов в истории Руси — монголо-татарское нашествие и последующее иго. В 1237-38 годах полчища Батыя обрушились на нашу страну. Большая часть Северо-Восточной Руси, её крупнейшие города — Владимир, Суздаль, Рязань и другие — оказались разрушены. Многие русские князья погибли. Однако до Новгорода монголы не дошли. Видимо, Господь хранил князя Александра и новгородцев для особых дел.

Главная угроза в те годы исходила для Новгорода и всей Руси с запада. Ещё с начала XIII века новгородским князьям приходилось сдерживать натиск разрастающейся Литвы. В 1239 году Александр построил укрепления на реке Шелони, защищая рубежи своего княжества от литовских набегов. Ещё большую опасность для Новгорода представляло продвижение с запада немецких рыцарей-крестоносцев, а с севера — Швеции.

Известие о нашествии монголов на Русь побудило шведов к перенесению военных действий на территорию Новгородского княжества.

Шведские войска под командованием зятя шведского короля Биргера вторглись в новгородские пределы летом 1240 года. Их корабли вошли в Неву. Надменный швед прислал князю Александру гонцов со словами: «Если можешь, сопротивляйся — я уже здесь и пленяю твою землю».

Численный перевес был на шведской стороне, но вера в Бога была за русскими людьми. Александр вместе с духовенством, воинами и всем народом горячо молился в Софийском соборе.

После молитв вышел князь к людям со словами: «Братья! Не в силе Бог, а в правде!» После этого Александр с небольшой дружиной направился навстречу врагу. Перед битвой случилось чудесное знамение. Находящийся в ночном дозоре воин Пелгуй увидел на рассвете ладью, плывущую по Неве, и в ней святых благоверных князей Бориса и Глеба. И сказал Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику нашему Александру».

Князь, ободренный этим чудесным видением, мужественно повёл свое войско на шведов, которые были застигнуты врасплох. Как пишут летописцы, была страшная битва, и ангел божий незримо помогал православным. Когда наступило утро, на другом берегу реки Ижоры, куда не могли пройти русские воины, было обнаружено множество убитых врагов. За эту победу на реке Неве народ назвал князя Александра — Невским.

Однако опасным врагом оставались немецкие рыцарикрестоносцы, которые тоже не скрывали своих аппетитов по поводу русских земель. В 1240 году им удалось захватить крепость Копорье, города Псков и Изборск.

Князь Александр выступил в зимний поход, освободил Псков, а весной 1242  года дал Тевтонскому ордену генеральное сражение на льду Чудского озера. Немцы и эстонцы, двигавшиеся клином, пробили передовой полк русских, но затем были окружены и полностью разбиты.

Ледовое побоище имело огромное значение не только для Новгорода, но и для всей России. На льду Чудского озера была остановлена агрессия крестоносцев. Русь получила мир и стабильность на своих северо-западных границах. Однако с восточной стороны против татар-монголов требовалась мудрая дипломатия, «кротость голубя и мудрость змеи». Не было на тот момент у России сил в открытую воевать с ордою, да и те же монголы в отношении русской церкви и веры были гораздо терпимее, чем западные соседи.

Как пишут летописи, князь Александр пять раз ездил к татарскому хану. Однажды даже пришлось ехать в Монголию на поклон к самому хану Батыю. Князю приходилось кланяться, унижаться, смиряться перед ханом, перенося потерю независимости Руси. Много золота и серебра уплатил Александр хану, выкупая пленных соплеменников, смягчая его гнев данью и подарками. Лишь одним князь не мог пожертвовать  — святою православною верою.

Преданность своей вере князь Александр показал также, когда посланные в 1248 году римским папой Иннокентием IV легаты пытались склонить князя в католичество, обещая помощь в борьбе с монголами. На это Александр ответил: мы верны Христовой Церкви и православной вере, которая зиждется на 7 Вселенских соборах, а «от вас учения не принимаем».

В 1261 году стараниями князя Александра и митрополита Кирилла в столице Золотой Орды была учреждена Сарайская епархия. Князь Александр, как верный воин Христов, всегда чувствовал великую ответственность пред Богом за судьбу церкви и России. Возвращаясь осенью 1263 года из Орды, князь смертельно заболел, и, не доезжая до Владимира, он предал свой дух Господу в городецком монастыре, приняв перед смертью схиму с именем Алексий.

Церковное почитание князя началось сразу же после его земной кончины. Спустя несколько десятилетий после смерти было составлено его Житие, которое впоследствии неоднократно дополнялось.

Официальная канонизация князя состоялась в 1547 году на церковном соборе, созванном митрополитом Макарием и царём Иваном Грозным.

После смерти святого князя перед нами открывается его вторая жизнь — незримое присутствие во многих переломных и трудных событиях в жизни нашей страны.

Первое обретение его мощей совершилось в год Куликовской битвы, одержанной правнуком Александра Невского, великим князем Димитрием Донским. В чудесных видениях князь Александр предстает непосредственным участником и самой Куликовской битвы, и битвы на Молодях в 1572 году, когда русские войска разбили крымского хана всего в 45  километрах от Москвы.

Образ Александра Невского видят над Владимиром в 1491 году, спустя год после окончательного свержения ордынского ига. В 1552 году, во время похода на Казань, царь Иван Грозный совершает молебен у гроба Александра Невского, и происходит чудо, расцененное всеми как знамение грядущей победы. Кроме этого, у мощей святого князя, пребывавших до 1723 года во Владимирском Рождественском монастыре, происходили многочисленные чудеса.

Новая страница в почитании святого князя открылась в XVIII веке при императоре Петре Великом. Победитель шведов и основатель Петербурга, Пётр увидел в князе Александре своего непосредственного предшественника в борьбе со шведским господством на Балтике и поспешил передать под его небесное покровительство основанный им город на Неве. Так в 1724 году мощи святого благоверного князя Александра Невского были с большим торжеством перенесены в Петербург, в монастырь, основанный в его честь. Там они находятся и по сей день.

Святый благоверный княже Александре, моли Бога о нас!

Священник Дионисий СЕМЕНЦОВ