Великий пост — это время покаяния, в которое нас призывают с особенным вниманием подойти к таинству исповеди. Но что такое исповедь и зачем она нужна? Какие виды исповеди существуют и как правильно исповедоваться?

Зачем нужна исповедь?

Исповедь — это одно из Таинств Церкви, в котором Бог освобождает человека от грехов, которые тот признал, в которых он попросил прощения при священнике-свидетеле.

С точки зрения истории Церкви, первое предназначение исповеди — это примирение и воссоединение с Церковью отпадших от Бога — тех, кто от Него отрёкся или совершил тяжкие смертные грехи, такие, например, как убийство, блуд, воровство. Но почему же мы говорим лишь о столь радикальных проступках? А потому, что в ранней Церкви от грубых грехов христиане всеми силами воздерживались, а в мелких, повседневных, возможно, каялись сразу же, не дожидаясь исповеди.

Со временем для верующих становилась все более очевидной необходимость прибегать к исповеди — не только в случае совершения каких-то особо тяжких грехов, но постоянно. Ведь у исповеди есть еще одно важное значение: это средство борьбы со страстями. Страсти — это наши греховные зависимости и склонности, которые не так легко искореняются, как хотелось бы, и отдаляют нас от Христа. Поэтому мы прилагаем все усилия, чтобы справиться с ними и стать ближе к Богу.

И, конечно, ещё одно значение исповеди в том, что она является важной ступенькой на пути подготовки к главному Таинству — Причастию. Чтобы принять Тело и Кровь Христовы, нам надо очиститься, быть максимально готовым к этому дару. Человек просит прощения у Бога, священник читает над ним разрешительную молитву и благословляет причаститься.

Что такое общая исповедь?

Во время общей исповеди человек не называет сам свои грехи, за него это делает священник. А выглядит это примерно так: перед собранием молящихся и кающихся священник читает чинопоследование таинства Покаяния. Потом, руководствуясь пособием из разряда «В помощь кающемуся» или собственным разумением и совестью, произносит что-то среднее между перечислением наиболее распространённых грехов и проповедью. Он пробуждает в народе покаянные чувства, называя грехи примерно следующим образом: «Согрешили чревоугодием, тем, что слишком старались угодить своему желудку, выбрать пищу повкуснее... Прости нас, милосердный Господи!» И все стоящие в храме крестятся и говорят про себя или хором: «Прости нас, милосердный Господи!» Так священник озвучивает все основные грехи. После этого люди по очереди подходят под епитрахиль, и священник читает разрешительную молитву над каждым человеком.

Общая исповедь часто практиковалась на исходе советской эпохи, когда произошёл резкий наплыв людей в храмы, и священники физически не успевали исповедовать каждого желающего. Однако эта практика справедливо критиковалась, и сегодня общая исповедь проходит только в редких случаях.

Однако у общей исповеди есть по крайней мере одно жесткое «противопоказание»: если у человека есть смертный грех или грех, который тяжким грузом лежит на его совести, он должен исповедовать его лично. Такой грех должен быть обличён вслух, иначе он не будет «обезврежен» и человек не сможет от него исцелиться.

Что такое генеральная исповедь?

Генеральная исповедь — это исповедь во всех грехах, совершённых человеком за жизнь, от самого детства до настоящего дня. К такой исповеди специально готовятся, заранее договариваются со священником и приходят в такое время, когда у них обоих будет достаточно времени и ничто не будет отвлекать или торопить.

Вот в каких случаях генеральная исповедь все же может быть необходима. Перед крещением в осознанном возрасте. Отмечу, что эта исповедь таинством не является, потому что священник не читает разрешительную молитву — грехи прощаются в самом таинстве Крещения. То есть человек кается, священник выслушивает его, после этого человек принимает крещение, во время которого он и получает прощение своих грехов.

В ситуации, когда человек был крещён в детстве, но ни разу не исповедовался. Но даже в этом случае не обязательно делать свою первую исповедь генеральной. Можно начать с того, что лежит у вас на совести, а затем, постепенно начиная входить в церковную жизнь, больше читая и узнавая, приблизиться к исповеди более глубокой. Во время тяжёлой болезни, на смертном одре.

Если человек долго не исповедовался, то перед смертью, готовясь к встрече с Богом, он в прямом смысле слова подводит итог своей жизни, вспоминая все грехи от детства до настоящего момента. Также генеральная исповедь может носить характер встряски: это один из инструментов покаяния, обновления духовной жизни человека.

Что такое частная исповедь?

В православии нет такого понятия, как «частная исповедь». Употребляющие его чаще всего имеют в виду просто личную исповедь или духовную душепопечительную беседу. Личная исповедь — это исповедь индивидуальная, когда человек подходит к священнику и кается — неважно, по бумажке ли, по памяти, просто по порыву совести. Он открывает священнику свою душу и просит у Бога прощения в грехах. Таинство исповеди, как бы внешне оно ни выглядело, всегда происходит в присутствии троих: кающегося, Бога и священника, который свидетельствует перед Богом о покаянии пришедшего на исповедь человека. А вот духовную беседу от исповеди нужно отличать. Беседа может предварять исповедь, но сама по себе она не является таинством. С просьбой о беседе к священнику можно обратиться, если вас мучают какие-то сомнения, вопросы, вы не понимаете, в чем конкретно каяться в определённой ситуации, у вас не получается бороться с грехом или вам нужен пастырский совет.

Исповедь перед венчанием

Венчание — это таинство, а любое церковное таинство, будь то Крещение, Покаяние, Соборование, восполняется, то есть доводится до полноты Причащением Святых Христовых Тайн. А перед причастием, как мы знаем, необходимо исповедоваться — принести покаяние в совершённых грехах, чтобы принять Тело и Кровь Христовы с чистой душой.

Когда венчаются церковные люди, которые регулярно исповедуются и причащаются, никакой специальной исповеди перед венчанием не нужно. Но венчаются и те, кто ходит в храм редко. В таком случае настоятельно рекомендуется перед тем, как венчаться, все-таки прийти на исповедь и покаяться.

Исповедь перед смертью

Перед смертью человек особо переживает свою неготовность предстать перед Богом, так что его покаяние может отличаться особой глубиной — для этого и нужна исповедь перед смертью.

Все мы стремимся к тому, чтобы быть удостоенными исповеди и причастия перед смертью, но сподобиться этого удаётся не каждому. Чаще всего истории о том, как человек исповедовался, причастился и отошёл ко Господу, мы можем встретить в житиях святых. Возможность покаяния перед смертью — это знак особой милости Божией.

Именно поэтому в Церкви нас призывают исповедоваться как можно чаще, стремиться работать над собой на протяжении всей жизни, чтобы приблизиться ко Христу и быть готовым отойти в Царство Божие в любой момент.

А для верующего человека, который находится на смертном одре или болеет смертельной болезнью, совершенно естественно пригласить священника для исповеди, соборования и причастия.

Как подготовиться к исповеди?

Первый шаг — увидеть свой грех. Осознать греховность поступка, почувствовать укор совести. С этой ступени и начинается подготовка к исповеди — именно факт того, что вы согрешили, и приводит вас на неё.

Второй шаг — понять, насколько грех ужасен, страшен, губителен для вас. Кто-то в полной мере ощущает это уже во время исповедания грехов в храме. Но искреннее чувство сожаления о содеянном может настигнуть вас и раньше, в любой момент, в любой ситуации. Вы можете заплакать о своём грехе, гуляя по лесу, ухаживая за больными, находясь в метро или в храме на службе. И тогда на самой исповеди вы уже констатируете своё раскаяние.

Третий шаг — назвать грех, озвучить, вынести его из своей души, то есть исповедоваться. Для чего это нужно? В Евангелии есть замечательные слова: если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? (Мф 6:23). Когда мы выносим грех из своей души на свет Божий, то перед нами он предстает совершенно в другом виде. Мы начинаем видеть нюансы: осознаём тяжесть греха или, наоборот, понимаем, что то, что мы считали грехом, не является им.

Четвёртый шаг — получить прощение. Вы должны почувствовать это прощение, понять, что прощение настигло вас. Это момент крайне важен, потому что Иуда, например, смог пройти только первые три ступени, но не дошёл до четвёртой. Он не поверил, что Бог его может простить. А мы, приходя на исповедь, должны помнить о любви и милости Божьей, о том, что Господь прощает искренне кающегося человека, который намерен изменить свою жизнь.

Последствия греха могут продолжить мучить человека и после исповеди. И это нормально: как телесная рана заживает не сразу, так и рана душевная, оставленная грехом, будет ещё некоторое время болеть. Лукавый может воспользоваться вашими сомнениями в милости Божьей, но не стоит поддаваться этим соблазнам: верьте в милосердие Господа и работайте над тем, чтобы больше никогда этот грех не повторить. Покаяние в греческой традиции называется «метанойя», что переводится как «изменение ума». Это значит, что вы должны изменить отношение к тому или иному поступку, положив начало следующему этапу жизни — жизни без этого греха.

По материалам журнала «Фома»