С раннего утра сотрудник Госавтоинспекции старший лейтенант Вячеслав Клюев принимает поздравления с профессиональным праздником. Клюев пришёл работать в отдел ГИБДД по Сергиево-Посадскому району 12 лет назад, сразу после института. Настроение у старлея скорее рабочее, чем праздничное. Вячеслав коротко благодарит звонивших и спешит на утренний развод. Ровно в 7:00 в здании инспекции на Инженерной улице собираются все заступающие на смену сотрудники.

Подготовка к смене

Рабочая смена сотрудника ГИБДД длится двенадцать часов, а по факту — все четырнадцать. С 7 до 8 утра начальник отдела Роман Соседов проводит развод. До сотрудников доводится служебная информация, в том числе ориентировки о происшествиях, произошедших за последние сутки, — угонах, ДТП. Там же заступающих на смену распределяют по маршрутам патрулирования. Городской округ разбит на участки, на каждом дежурит определённый экипаж ДПС: один стоит у здания УМВД, другой — у Красногорской площади, третий патрулирует южную часть города, четвёртый — северную, пятый перемещается по округу.

У каждого экипажа есть своё служебное задание. Оно составляется исходя из текущей ситуации на дорогах. Акцент делается на особо опасные участки — пешеходные переходы вблизи социальных объектов, перекрёстки с большим количеством аварий в прошлом. Из обязательного на разводе — инструктаж о мерах безопасности в период пандемии, напоминание о внимательности при заполнении протоколов и прочее.

К восьми утра все сотрудники ГИБДД отправляются в здание УМВД, где проходит общий развод. Там собираются работники разных подразделений: следствия, автоинспекции, дознания, розыска, кинологической службы — все, кто заступает на охрану правопорядка в Сергиево-Посадском округе.

После инструктажа сотрудники ГИБДД отправляются на медосмотр. «Перед заступлением на службу у нас обязательно измеряют температуру, давление и так далее, — рассказывает старший лейтенант Клюев. — Врач ставит печать в путевом листе, и мы выезжаем на маршрут».

Внимательнее за рулём

Вячеслав Клюев и его напарник Дмитрий Новиков первыми завершают все необходимые процедуры, ведь в дежурную службу уже поступил вызов — в Семёнкове произошло ДТП. Вячеслав садится за руль служебного Ford, Дмитрий — на мотоцикл, он один из двоих инспекторов, патрулирующих дороги на двухколёсном транспорте. Мы едем следом.

Невнимательность при управлении транспортным средством — наиболее распространённая причина аварий на дорогах. В случае в деревне Семёнково именно беспечность сыграла злую шутку с водителем Kia Rio. Выезжая налево с второстепенной дороги, мужчина не предоставил преимущества двигающемуся со стороны Краснозаводска ВАЗ 2112. Тот, как и следовало ожидать, затормозить не успел и снёс «противнику» крыло и бампер, а себе — капот, бампер, повредил двери. Водитель «двенашки» рассказывает, что пытался уйти от удара, но иномарка, несмотря на опасность, не замедляла ход. «У них в машине сидел ребёнок, только чудом никто не пострадал в аварии», — продолжает водитель отечественного авто.

В подобных ситуациях участники аварии всегда сильно возбуждены, инспектору приходится не только грамотно оформить необходимые бумаги, но и найти нужные слова, не допустить конфликта. Мы напоминаем, что сегодня праздник, День ГИБДД, и ситуация разряжается. Сотрудники заканчивают оформление, а раскуроченные автомобили отправляются на эвакуаторы.

«Виновнику ДТП придётся заплатить штраф 1000 рублей, а также ремонтировать свой автомобиль», — резюмирует Клюев. Также Вячеслав отмечает рост количества ДТП именно в летнее время года. «Люди на ровном месте бьются, — говорит инспектор. — Зимой всё-таки срабатывает инстинкт самосохранения, водители становятся более аккуратными».

Более 2000 ДТП в первом квартале этого года произошло на российских дорогах
по вине пьяных водителей

Запах чувствует за версту

Клюев поднимает руку с жезлом, и на обочине останавливается автомобиль. Автоинспектор представляется — называет фамилию, имя, отчество, звание. Спрашивает водительское удостоверение и документы на машину, внимательно смотрит на водителя. Проверка документов проходит оперативно, и инспектор желает счастливого пути. «В первую очередь я обращаю внимание на внешний вид водителя, — говорит Вячеслав Клюев. — Есть определённые признаки: изменения окраса кожного покрова, запах алкоголя. Кстати, пьяных я профессионально определяю — чувствую запах за версту». Старший лейтенант рассказывает, что недавно с целью выявления нетрезвых водителей сотрудниками ГИБДД проводилась массовая проверка. Как оказалось, с запахом алкоголя чаще всего попадаются московские дачники. Большинство нетрезвых водителей объясняют своё поведение «вчерашним» застольем.

«После ужесточения закона пьяных за рулём стало меньше, но это не значит, что их совсем нет. В ходе массовой проверки всегда обнаруживается нетрезвый водитель, а то и не один», — говорит Клюев.

Погибли почти 600 человек, 3,5 тысячи получили травмы

Есть свои принципы

Из наиболее часто фиксируемых нарушений старший лейтенант Вячеслав Клюев отмечает превышение допустимой тонировки стёкол и непредоставление преимущества в движении пешеходам.

«Я не всегда выписываю штраф. Бывает, просто предупреждаю, — отмечает Вячеслав. — Есть у меня человеческое отношение к водителям в возрасте: если нарушение несерьёзное, я делаю замечание и желаю больше не нарушать». В служебной практике любого автоинспектора найдут случаи нелепых ДТП, но в основном весёлого в работе сотрудников ГИБДД мало. Вячеслав не может вспомнить курьёзных случаев, зато в голове всплывают жуткие картины происшествий.

«Лет пять назад на Вифанской случилось смертельное ДТП. Водитель подвозил пятерых пассажиров, превысил скорость, не вошёл в поворот, врезался в дерево. Когда мы приехали, по дороге буквально были раскиданы тела пятерых погибших. Единственный выживший — пассажир, у которого в тот день был день рождения», — вспоминает наш собеседник.

На вопрос, как расслабляетесь после службы, Вячеслав отвечает, что проводит время с семьёй и ездит на рыбалку на Волгу. «Иногда я думаю о том, что пересмотрел бы свой выбор профессии, но потом понимаю — эта работа затягивает. Пусть порой бывает сложно, но этот труд необходим. Раз сегодня праздник, я бы пожелал коллегам и всем автолюбителям поменьше дураков на дорогах и поменьше аварий». 

ОРУД — отдел по регулированию уличного движения — был образован при Моссовете в 20-х годах прошлого столетия. Только 3 июля 1936 года при НКВД была образована Государственная автоинспекция — ГАИ

Дарья Трофимова

Фото Сергея Семенькова