Уже почти 2000 лет мир отме­чает Рождество как великий праздник. Даже на бытовом уровне это словосочетание прочно вошло в обиход. Люди поздравляют друг друга с Рождеством, дарят друг другу подарки, желают всего самого лучшего... Но мало кто задаёт себе при этом вопрос: а что же такое, собственно, я сегодня праздную?

Ответ вроде бы очевиден. Любой знает: Рождество — это день рожде­ния Христа. Но по существу это мало что объясняет. Да, Иисус — великий Учитель, ну и что? Разве мало у че­ловечества было великих учителей? Были и великие проповедники, и мыслители, и создатели новых рели­гий. Почему весь мир не отмечает их дни рождения? Да, христиане счита­ют, что Иисус — Бог, который вопло­тился и стал человеком. Но древний мир был полон разных богов. В том числе и таких, которые воплощались, совершали великие дела, творили чу­деса. Почему же люди во всем мире поздравляют друг друга с тем, что две тысячи лет назад в одной бедной семье родился маленький Мальчик? Он был обычным ребёнком, любил Свою маму, которая учила Его хо­дить, разговаривать... А когда Маль­чик подрос, Он стал помогать отцу в плотницком ремесле. Обычная исто­рия — ничего особенного. Так что же было в Его рождении такого, что люди по всей земле до сих пор не мо­гут забыть о Нём?

Да, античные боги тоже рождают­ся. Однако при всём разнообразии имён и сюжетов — как средиземно­морских, так и индуистских — есть одна общая характеристика. Языче­ские боги воплощаются не на самом деле, а как бы понарошку. Они при­нимают облик некоего материально­го существа, но сами не становятся плотью. Поэтому-то в конце концов совершенно неважно, кто от кого и сколько раз «родился».

Мысль о невозможности реально­го воплощения богов была широко распространена в древнегреческой философии. Эпикур, например, пря­мо говорил: «Боги никогда не пойдут на то, чтобы сделаться людьми дей­ствительными». Откуда такая кате­горичность? Дело в том, что античная мысль рассматривала тело как тем­ницу души. Платон писал: «Вечная участь человека — возвращение чело­веческой души в сферу чистых идей». Если материальное существование даже для человека рассматривалось как наказание, что уж тут говорить о реальном воплощении бога.           

Ведь став, как говорил Эпикур, «людьми действи­тельными», боги неиз­бежно обрекали бы себя на все неудобства, лишения и страдания, которые со­путствуют человеческому существованию.

А Евангелие учит, что Бог стал человеком на са­мом деле, не теряя ничего в своём Божестве. И всю свою земную жизнь Хри­стос оставался и Богом, и человеком. Он нуждался в пище, уставал, испытывал боль и страдания, плакал... И в то же время повелевал стихиями, одним Своим словом укрощал бурю, ис­целял безнадежно больных и даже воскрешал мёрт­вых. В Евангелии поражает это сочетание несовмести­мых, казалось бы, качеств: человек не может творить такие чудеса, а Божество не может страдать и нуж­даться в чём-либо.

Но все эти противоре­чия легко объясняются тем фактом, что в Рождестве Христовом Бог соединился с человеческим естеством реально и безусловно. Он на самом деле стал Челове­ком, у которого, к тому же было большое количество родственников и предков. Поэтому Новый Завет на­чинается с длинного и под­робного родословия Иису­са Христа. В сравнении с этим документом путаная история происхождения языческих богов похожа на автобиографию беспризорника-сироты.

Есть в мифологии и так называемые «умирающие и воскресающие боги». Они рождаются, живут на Земле среди людей, потом умирают, как правило, на­сильственной смертью, потом — воскресают. Ка­жется, вот она — прямая аналогия с евангельскими событиями! Но различие есть, и различие — карди­нальное. Дело в том, что смерть языческих богов бессмысленна и случай­на. И уж никак не добро­вольна. Не для того они воплощались! Они даже не подозревают о своей гря­дущей гибели. Всё проис­ходит внезапно. Злой брат Сет заманивает Осириса в ловушку и убивает.

А что в Евангелии? Хри­стос родился для того, чтобы принять мучитель­ную смерть на кресте, и всегда знал об этом. Он идёт на страдания и смерть добровольно, вынеся всю муку понимания того, на что Себя обрекает. Этой мукой были исполне­ны слова Христа, когда Он молился в Гефсиманском саду и просил любимых учеников побыть с Ним рядом: «И, взяв с Собою Пе­тра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и то­сковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. И, отойдя немного, пал на лицо Свое, молился и говорил: Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:37-39).

Языческие боги всегда проводили чёткую грани­цу между собой и смерт­ными. Даже полубоги, рождённые от союзов бо­гов с людьми, становились для олимпийцев врагами и конкурентами. В христи­анстве Бог настолько при­близился к людям, что стал одним из них.

И тут  встаёт самый выжный вопрос: а зачем всё это было нужно? Максим Исповедник пишет об этом так: «Бог Слово, Сын Бога Отца для того и стал Чело­веком и Сыном Человече­ским, чтобы соделать че­ловеков богами и сынами Божиими». Или в другом месте:  «чтобы человека соделать богом, через со­единение с Собой». Ни больше ни меньше. И мы видим в истории Церкви множество людей, которые смогли воспринять этот бесценный дар Бога чело­вечеству. Церковь именует их святыми.

Но и это еще не всё. Не только человечество полу­чило во Христе исцеление, соединившись в Нём с Бо­гом. Весь материальный мир, весь огромный кос­мос, каждый атом вещества обретает после Рождества Христова новый смысл и новую перспективу.