Уже почти 2000 лет мир отмечает Рождество как великий праздник. Даже на бытовом уровне это словосочетание прочно вошло в обиход. Люди поздравляют друг друга с Рождеством, дарят друг другу подарки, желают всего самого лучшего... Но мало кто задаёт себе при этом вопрос: а что же такое, собственно, я сегодня праздную?
Ответ вроде бы очевиден. Любой знает: Рождество — это день рождения Христа. Но по существу это мало что объясняет. Да, Иисус — великий Учитель, ну и что? Разве мало у человечества было великих учителей? Были и великие проповедники, и мыслители, и создатели новых религий. Почему весь мир не отмечает их дни рождения? Да, христиане считают, что Иисус — Бог, который воплотился и стал человеком. Но древний мир был полон разных богов. В том числе и таких, которые воплощались, совершали великие дела, творили чудеса. Почему же люди во всем мире поздравляют друг друга с тем, что две тысячи лет назад в одной бедной семье родился маленький Мальчик? Он был обычным ребёнком, любил Свою маму, которая учила Его ходить, разговаривать... А когда Мальчик подрос, Он стал помогать отцу в плотницком ремесле. Обычная история — ничего особенного. Так что же было в Его рождении такого, что люди по всей земле до сих пор не могут забыть о Нём?
Да, античные боги тоже рождаются. Однако при всём разнообразии имён и сюжетов — как средиземноморских, так и индуистских — есть одна общая характеристика. Языческие боги воплощаются не на самом деле, а как бы понарошку. Они принимают облик некоего материального существа, но сами не становятся плотью. Поэтому-то в конце концов совершенно неважно, кто от кого и сколько раз «родился».
Мысль о невозможности реального воплощения богов была широко распространена в древнегреческой философии. Эпикур, например, прямо говорил: «Боги никогда не пойдут на то, чтобы сделаться людьми действительными». Откуда такая категоричность? Дело в том, что античная мысль рассматривала тело как темницу души. Платон писал: «Вечная участь человека — возвращение человеческой души в сферу чистых идей». Если материальное существование даже для человека рассматривалось как наказание, что уж тут говорить о реальном воплощении бога.
Ведь став, как говорил Эпикур, «людьми действительными», боги неизбежно обрекали бы себя на все неудобства, лишения и страдания, которые сопутствуют человеческому существованию.
А Евангелие учит, что Бог стал человеком на самом деле, не теряя ничего в своём Божестве. И всю свою земную жизнь Христос оставался и Богом, и человеком. Он нуждался в пище, уставал, испытывал боль и страдания, плакал... И в то же время повелевал стихиями, одним Своим словом укрощал бурю, исцелял безнадежно больных и даже воскрешал мёртвых. В Евангелии поражает это сочетание несовместимых, казалось бы, качеств: человек не может творить такие чудеса, а Божество не может страдать и нуждаться в чём-либо.
Но все эти противоречия легко объясняются тем фактом, что в Рождестве Христовом Бог соединился с человеческим естеством реально и безусловно. Он на самом деле стал Человеком, у которого, к тому же было большое количество родственников и предков. Поэтому Новый Завет начинается с длинного и подробного родословия Иисуса Христа. В сравнении с этим документом путаная история происхождения языческих богов похожа на автобиографию беспризорника-сироты.
Есть в мифологии и так называемые «умирающие и воскресающие боги». Они рождаются, живут на Земле среди людей, потом умирают, как правило, насильственной смертью, потом — воскресают. Кажется, вот она — прямая аналогия с евангельскими событиями! Но различие есть, и различие — кардинальное. Дело в том, что смерть языческих богов бессмысленна и случайна. И уж никак не добровольна. Не для того они воплощались! Они даже не подозревают о своей грядущей гибели. Всё происходит внезапно. Злой брат Сет заманивает Осириса в ловушку и убивает.
А что в Евангелии? Христос родился для того, чтобы принять мучительную смерть на кресте, и всегда знал об этом. Он идёт на страдания и смерть добровольно, вынеся всю муку понимания того, на что Себя обрекает. Этой мукой были исполнены слова Христа, когда Он молился в Гефсиманском саду и просил любимых учеников побыть с Ним рядом: «И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. И, отойдя немного, пал на лицо Свое, молился и говорил: Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:37-39).
Языческие боги всегда проводили чёткую границу между собой и смертными. Даже полубоги, рождённые от союзов богов с людьми, становились для олимпийцев врагами и конкурентами. В христианстве Бог настолько приблизился к людям, что стал одним из них.
И тут встаёт самый выжный вопрос: а зачем всё это было нужно? Максим Исповедник пишет об этом так: «Бог Слово, Сын Бога Отца для того и стал Человеком и Сыном Человеческим, чтобы соделать человеков богами и сынами Божиими». Или в другом месте: «чтобы человека соделать богом, через соединение с Собой». Ни больше ни меньше. И мы видим в истории Церкви множество людей, которые смогли воспринять этот бесценный дар Бога человечеству. Церковь именует их святыми.
Но и это еще не всё. Не только человечество получило во Христе исцеление, соединившись в Нём с Богом. Весь материальный мир, весь огромный космос, каждый атом вещества обретает после Рождества Христова новый смысл и новую перспективу.