Tрадиционные итоги года по версии редакции газеты «Вперёд». Здесь не будет политики. Почти не будет. Зато будут малозаметные, но чрезвычайно значимые информповоды минувших 12 месяцев.

Эмоция года. Мундиаль­2018. Усы надежды, капитан Дзюба, нога Акинфе­ева, волк Забивака, Криштиану Роналду в Саранске. С середины июня по середину июля страна временно абстрагировалась от быта, политики, экономики и подсела на футбол. Даже бабушки­божьи одуванчики на скамеечках знали, что Хулен Лопетеги, прости Господи, покинул тренерское кресло сборной Испании, потому что его втихаря пригласил мадридский «Реал», и потому в 1/8 финала нам лучше попадать на них, чем на португальцев. Не самый футбольный Сергиев Посад жил в унисон с остальными городами, организовывал фан­зоны, облачался в атрибутику и праздновал! После победы над Египтом по ночному городу бродили фанаты, сбивались в стайки, обнимались с незнакомыми людьми и распивали алкогольные напитки в запрещённых местах в запрещённое время. Замечательные мгновения, которые хотелось остановить, — нечто подобное случается очень нечасто.

Выбор года. Аэропорт имени Сергия Радонежского. Выбор несостоявшийся. Речь о конкурсе под эгидой сразу нескольких обществ — Русского географического, Российского исторического, Военно­исторического и Русской словесности, задумавших переименовать воздушные гавани в честь великих соотечественников. Преподобного Сергия записали в «кандидаты» на переименование Шереметьева. Православный святой уступил право на вывеску «нашему всему» — Александру Сергеевичу Пушкину — и хорошо, что уступил! Не знаю, как вам, а мне было бы неприятно, если бы Сергий Радонежский ассоциировался с «зелёным коридором» и зоной дьюти­фри. К тому же, кому­кому, а основателю Троице­Сергиева монастыря лишний пиар не нужен — он и так канонизирован.

Почему в номинации мы остановились именно на этих выборах, а не на губернаторских и президентских? Всё очень просто: у Солнца русской поэзии, в отличие от Владимира Путина и Андрея Воробьёва, была альтернатива. Серьёзным претендентом на победу в этой номинации, кстати, стал конструктор «Тушек» Андрей Николаевич Туполев.

Демотиватор года. Пенсионная реформа. Не всемирный, но федеральный информповод, от которого никуда ни спрятаться, ни скрыться на местном уровне. Самая непопулярная реформа сверху резко и повсеместно обвалила индексы счастья и уверенности в завтрашнем дне. Пять дополнительных лет «пожилой» трудовой вахты для мужчин и женщин не вдохновляют практически никого, даже депутатов Госдумы. На страницах газет и голубых экранах пропагандируют «активную старость», в обиход власти и общества входит термин «предпенсионер». Последствия преобразований общество сполна ощутит на себе через те самые 10 лет, когда рынок труда окончательно насытится пожилыми кадрами, которых обещают законодательно оградить от неправедных увольнений.

Стройка года. Полигон Сахарово. Давненько возведение инфраструктурного объекта не наводило столько шороху в умах и настроениях жителей нашего района. У компании «РТ­Инвест» получилось взбудоражить массы. Мусороперерабатывающий комплекс для нескольких районов Подмосковья в глубинке Шеметовского поселения сформировал вокруг себя группу идейных противников, провоцировал выход людей на протестный митинг, пальбу из огнестрельного оружия, самовозгорание строительной техники… и продолжал расти. Много вопросов по техническим и экологическим тонкостям проекта остались открытыми.

Нам бы всем хотелось, чтобы в номинации «Стройка…» победил индустриальный парк М8, который создаст кучу рабочих мест и снизит маятниковую трудовую миграцию в Москву. Впрочем, вернёмся к мусоропереработке. Предприятие полезное — кто бы спорил. Но размеры не радуют. Всем хочется перерабатывать только свой мусор и никому — общий. Проблема в том, что инвестпроекта, предусматривающего мини­завод для каждого района, разработано не было — потому и реализуют предложенную схему.

АнтиФеникс года. Общественная палата. Каждый год и созыв от этих граждан, взявших на себя миссию «консультантов­совещателей» власти от народа, чего­то ждут. Если не великих совершений, то хотя бы осязаемой активности — но всё тщетно. Не приживается, хоть тресни, эта палата в том качестве, в каком хотят её видеть и сверху, и снизу. Не всегда обозначает громко и чётко свою позицию по тем вопросам, по каким её мнение было бы особенно важным и интересным. Вместо 45 пассионариев, способных где­то шумно поспорить, а где­то выступить единым фронтом, заручившись поддержкой нескольких тысяч соратников, имеем разрозненные и не очень­то заметные группы людей, получивших официальный статус, который не получается использовать во благо населения. Буднично и без резонанса уходят председатели и рядовые члены, за которых мы ходили голосовать в ДК Гагарина, распускаются целые комитеты… И вот уже с самого верха звучат слова о необходимости «перезагрузки» — четвёртой или пятой. Депутат Госдумы Сергей Пахомов видит председателем «новой палаты» местного медиамагната Сергея Бокова. А тот не горит желанием. Не верит, что в 2019­м и в последующие годы будет по­другому.

«Ну наконец­то» года. Сразу два номинанта. Котельная посёлка Лакокраска и физкультурный центр с бассейном в посёлке Реммаш. Сколько раз приходилось лично отчитываться о готовящемся запуске блочно­модульной двухтопливной системы, пришедшей на смену старой заводской котельной. Чем больше писали, тем больше народ злился, обрывая телефон редакции — в квартирах стоял «колотун» градусов 12­13. Необходимое оборудование поставили позапрошлым летом, а горячей воды всё не было, врезки в газопровод тоже. И обещанной соляркой никто не топил, ибо дорого. Тянулось время, согласования с газовщиками, наступили осенние холода… и вот свершилось. Отопительный сезон 2018/2019 Лакокраска встретила нормально. Не без локальных проблемок — без них в любом деле никуда. Старая теплотрасса сопротивлялась, рвалась, отторгала новое оборудование, но в конце концов сжалилась над многострадальными жителями, которые, кстати, собирались митинговать. Страсти удалось вовремя погасить. Что до второго номинанта — там история не менее долгая и запутанная. Строительство физкультурного центра анонсировали в далёком уже 2013­м, но подрядчики не справлялись. Дата открытия отдалялась, как горизонт. Зато новый ФОК по оснащению превосходит все предыдущие. Тоже неплохо.

Диковинка года. Wi­Fi на остановках, подзарядки для Tesla. Осенью­зимой нас изрядно обнадёжили с точки зрения технического прогресса. Пообещали сразу два «ноу­хау», от которых прослезится и мизантроп Марк Цукерберг, и мечтатель Илон Маск. Первому по душе придутся новые остановочные павильоны от регионального Минтранса. Строили их долго и со скрипом, срывая все заявленные сроки — осень пассажиры провели в ожидании автобуса под проливным дождём. С грехом пополам доделали. В усечённом виде, поскольку ранее на каждую остановку грозились установить бесплатную точку раздачи беспроводного интернета. С этим пока решили повременить — на год или два. Надеемся и верим, как и в другую экстравагантную инициативу «космического масштаба». В Сергиевом Посаде скоро по­явятся десять осветительных мачт, пригодных для «дозаправки» электромобилей. Мособлэнерго ведёт в нашем городе миссионерскую деятельность, призывая переходить на экологически чистый транспорт. Пикантность ситуации в том, что по городу ездит только один автомобиль на аккумуляторах. Остальные предпочитают бензиновый или газовый транспорт. Пока инициатива вызывает саркастическую улыбку, но отсутствие таких мачт для большинства автолюбителей и является тем самым камнем преткновения, не позволяющим пересесть на колымагу с силовой установкой альтернативного типа.

 

Юбилей года. 100 лет газете «Вперёд». Из скромности, может, и следовало отдать победу ленинскому комсомолу, но мы решили этого не делать. Во­первых, скромность в XXI веке — далеко не очевидная добродетель. Во­вторых, комсомол моложе на несколько месяцев. В­третьих, он уже стал историей — по крайней мере, в том виде, в котором изначально замышлялся. А наша газета живее всех живых. По её публикациям краеведы будут изучать события вековой давности, в том числе вехи из жизни того самого ВЛКСМ. А по каким ещё? Потому не обижайтесь, товарищи­комсомольцы, вы для истории ценны, но мы ценны не меньше.

Сергей Рунько

Фото Сергея Борисова