Пять лет продолжалось кругосветное путешествие Никиты и Анастасии Истоминых. Столица России стала их отправной точкой, а дальше были Азия, Австралия, Северная и Южная Америка, немного Африки и снова Москва. Через пять континентов на поездах и самолётах, машине и мотоцикле, велосипедах и пешком.

Никита родом из Иркутска, его жена Настя из Москвы, оба фрилансеры: программист и фотограф. Сейчас они пишут книгу на основе путевого дневника, а мы перепечатываем некоторые записи минувшего года — в основном из Латинской Америки.

БРАЗИЛИЯ

7 января

С Рождеством Христовым, друзья! :) У нас сейчас почти такая же жара, как в Вифлееме, наверное, только воздух влажнее. Уже пятое Рождество в пути, так непривычно без снега.

Один из дней января

Вот так держишь на ладони эти червивые и самые сладкие ягодки леса и невольно вспоминаешь, что половина тропических лесов Южной Америки вырублена не под кокаиновые плантации (как подсказывают стереотипы), и не под добычу нефти и продажу ценной древесины. Почти все уникальные леса столетиями вырубают под плантации сахарного тростника и какао.

БОЛИВИЯ

25 февраля

Гора Ийимани венчает хребет Кордильера-­Реаль, будто корона с четырьмя зубцами. Эта вершина — вторая по высоте в Боливии. В 1985 году на этих склонах произошла авиакатастрофа, которая по сей день остаётся самой высокогорной в истории авиации. «Боинг» врезался в склон на высоте 6000 метров. И тела, и чёрный ящик, и части разбитого самолёта по сей день остаются вмёрзшими в ледники. Но они постепенно отступают, и в последние несколько лет начали показываться отдельные личные вещи пассажиров и обломки… Но гора всё равно величественна. «Ийимани. Такой красивый, такой спокойный и такой большой», — вот и всё, о чем стучит сердце.

3 марта

Несмотря на звание одного из самых крупных городов страны, Ла-­Пас остаётся огромной деревней. Здесь есть острова цивилизации в виде хитрых развязок и мостов, дрожащие блики ночных огней в высотных зданиях и потрясающая система фуникулёров (этакое воздушное метро). Но в стороне от парадных улиц женщины стирают одежду в дренажных стоках. Из дворов, которые лепятся друг на друга, выглядывает беднота — через окна без занавесок, из пустых комнат с матрасами на полу… Сделать какие­то дела, доступные в обычной цивилизации, не всегда возможно. Зато рынки здесь не удастся сосчитать: муниципальные, произвольные, стихийные, по дням недели, тематические. И ­можно найти такое!!! Ну хотя бы текстиль, которому под сотню лет.

Город — море. Море кирпича, которое, кажется, ещё вчера колыхалось у подножий снежных гор, а сегодня застыло в одночасье. Куда хватает глаз, вздымается валами. Город — звёздное небо. Как только уходит солнце, кирпич тонет в огоньках. Голубые огоньки — окна. Жёлтые — уличные фонари. Ла­-Пас это что-­то...❤

ПЕРУ

11 марта

Никита мечтал захватить по пути хит Инстаграма 2017 года — гору Виникунка или, как её ещё называют, «радужную гору». Невероятный пример силы соцсетей! Буквально за год жизнь близлежащих деревень изменилась до неузнаваемости: улучшение дороги (и строительство новых), оживлённый трафик, дополнительный заработок для местных и для турфирм в Куско. Всё это — благодаря, да­да, социальной сети!

16 апреля

Мечта на одного — всего лишь мечта. Мечта, разделённая на двоих, становится реальностью.

Пожалуй, это был самый авантюрный этап уже проделанной части пути вокруг планеты. В какой­то момент мы произнесли вслух, о чём мечтаем, и к искреннему удивлению оказалось, что наш план вдохновляет далеко не всех. Родителей и близких друзей понять можно. В мотоцикле они видят опасность: «Дорогие, может, снова машину?» Однако даже случайные знакомые не преминули уверить, что это идея сомнительная.

Была годовщина нашей свадьбы. Мы проснулись утром в любимой перуанской деревушке, и Никита просто объявил наш план на день: сегодня идём выбирать мотоцикл. «Твоё сердце свободно, имей мужество следовать за ним!» «Да, мой капитан! Где твоё сердце, там и моё!»☺

 

СНОВА БРАЗИЛИЯ

18 мая

Если в Перу не чувствовалось резкое разделение местных на индейцев и не­индейцев, то в Бразилии эта разница прямо очевидна. Вот очередной незадачливый собеседник тыкает пальцем в соседа или прохожего: «Смотри, индеец!». По берегам тоже видно разницу — комунидад кампесина (крестьяне) и комунидад индижена (коренное население) отличаются не только плакатами: у первых обычно «добро пожаловать», у вторых что­то типа «посторонним вход воспрещён» :) Индейские земли — красивый лес, земли крестьян — унылая голь.

18 мая, позже

Почему­то именно здесь, наблюдая за подобными сценками, свесившись через перила старого разбитого корабля, который ходил по Амазонке, наверное, ещё во времена каучукового бума, я ощущаю себя как никогда далеко от дома. Мой «голос» в переписке с друзьями слышится далёким эхом из глубокого колодца. Это странное, редкое и ценное чувство, которое очень интересно испытывать. Но не очень долго! (От редакции: вскоре после этого Настя и Никита перелетели в Африку, в Марокко, оттуда — в Турцию и затем в Грузию).

 

ГРУЗИЯ

13 августа, одна из последних записей в дневнике

Военная Грузинская дорога сама по себе мощное впечатление. Невероятно узкая для своего значения. Её постоянно разрушают сели и оползни. Таможенный пункт российско­грузинской границы слишком мал для таких объёмов. Очереди из грузовиков на нашем пути начались более чем за 100 километров от границы. Дальнобойщики из самых разных стран постсоветского пространства (плюс Турция) скучают, поэтому если наш подъём идёт вдоль колонны, успеваешь перекинуться парой словечек.

— А вам не страшно на велосипедах?

— А вы нас не обижайте на дорогах, будет не страшно.

И так километры... От стоящих на обочине фур есть один плюс: когда у них включён двигатель, вокруг образуется облако тепла. В это трудно поверить, но проезжать через это облако жутко приятно.

***

Больше подробностей и полезной информации для мечтающих свершить если не кругосветку, то хотя бы что­то подобное можно найти на сайте soundaround.me