Двадцатый год подряд в Центральном доме художника на Крымском Валу проходит Международная книжная ярмарка интеллектуальной литературы «Нон­фикшн». Наш корреспондент побывал в Москве на месте событий, увидел всё своими глазами и послушал издателей.

Тысячи книголюбов, хранителей традиции читать литературу на бумаге (а теперь и в электронном виде) встретились на площадке, где в этом году более 300 издательств представляли свои новинки.

Менее чем за неделю на ярмарке были распроданы сотни тысяч (!) книг, прошли десятки встреч с авторами, семинаров и круглых столов. «Нон­фикшн» запомнится чарующим шуршанием бумаги, красотой обложек и — самое главное — возможностью первым открыть страницы долгожданного романа, детектива или фантастической истории.

В разговорах специалисты рисуют не самую радостную картину: книжная отрасль по­прежнему в кризисе, большинство издательств не окупают расходы, а массовый читатель тяготеет к лёгкой литературе.

Опросы, которые заказывают книжные дома, показывают, что пальму первенства среди жанров держит любовный роман. Интересно, что благодаря женской аудитории издательства «делают кассу», при этом популярные ранее (особенно в канун больших праздников) сборники кулинарных рецептов и советов по здоровому образу жизни идут в аутсайдерах и вскоре могут вылететь из топ­лиги популярных книг.

Хорошие новости: после длительного плавания на задворках литературного мира снова становятся популярными детская проза и поэзия.

В целом, по мнению полиграфического сообщества, российское общество утратило единый вектор чтения: писатели калибра Марининой или Акунина перестали быть мейнстримом — звёздами национального масштаба. Они остаются читаемыми лишь внутри своего сегмента поклонников.

Общая тенденция такова: развлекательное чтение уступило место развлекательному смотрению. Видеохостинг YouTube перехватил аудиторию, которая ранее развлекала себя дешёвыми детективами. Скачать кино и посмотреть его на смартфоне для читателя стало проще и быстрее, чем купить книжку. Попросту говоря, Россия переходит от массового читателя к массовому зрителю, который хочет получать всё бесплатно.

Семён Семёнов

Фото автора

 

Где в Сергиевом Посаде можно найти книжные новинки ярмарки «Нон­фикшн­2018»

 

Библиотека им. В. Розанова: Валовая улица, дом 5, телефон 541­23­44.

Библиотека им А. Горловского: проспект Красной Армии, д. 192/2, телефон 542­39­48.

Дина Рубина, «Наполеонов обоз», книга 1, «Рябиновый клин» («Эксмо», 2018 г.)

«В основе этой книги — любовь, которая выпадает не каждой паре и которую вынести не каждому дано, — говорится в авторской аннотации к изданию. — Аристарх и Надежда встречаются в детстве, вырастая в этой огромной любви…пока не сталкиваются с предательством, сломавшим их жизни, перевернувшим все намерения и планы. Жизнь вышвырнула каждого за пределы круга любви,…чтобы спустя двадцать пять лет, полностью изменившихся, вернуть друг другу».

Елизавета Глинка (доктор Лиза Глинка), «Я  всегда на стороне слабого» («АСТ», 2018 г.)

Елизавета Глинка (1962­2016 гг.) — врач­реаниматолог, специалист по паллиативной медицине. Она первая основала хоспис в Киеве. Курировала хосписную работу в городах России, в Сербии и Армении. Под ником «Доктор Лиза» в 2005 году начала вести блог в «Живом журнале», где рассказывала истории больных, проживающих последние дни, часы и минуты. «Она верила, что каждый имеет право уйти достойно — без боли, без унижений, не брошенный, не забытый, — говорится в аннтотации к изданию. — Эту веру она пыталась пробудить и в других. Дневники Доктора Лизы легли в основу этой книги, куда также вошли избранные интервью. В них автор много говорит о своей общественной организации «Справедливой помощи», своих подопечных и — совсем немного — о себе».

Гузель Яхина, «Дети мои» («АСТ», «Редакция Елены Шубиной», 2018 г.)

Гузель Яхина — писатель, лауреат премий «Ясная Поляна» и «Большая книга». В 2018 года Гузель Яхина стала автором текста «Тотального диктанта». Три текста для разных часовых поясов, названные «Утро», «День» и «Вечер», — избранные отрывки из романа «Дети мои».

В аннотации к книге сказано: «Дети мои» — новое произведение, переносящее читателя в Поволжье двадцатых­тридцатых годов. Якоб Бах — российский немец, учитель в колонии Гнаденталь. Он давно отвернулся от мира, растит единственную дочь Анче на уединённом хуторе и пишет волшебные сказки, которые чудесным и трагическим образом воплощаются в реальность».

Алексей Иванов, «Пищеблок» («АСТ», 2018 г.)

Новый роман автора бестселлеров «Географ глобус пропил», «Сердце Пармы, «Блуда и МУДО» и «Псоглавцы».

Рецензия издательства: «Простая и весёлая история о сложных и серьёзных вещах. Солнечная, ностальгическая книга о дружбе и любви. Динамичный фантастический сюжет. Вампирская мистика и мёртвые советские ритуалы. Традиции и мифология пионерлагерей. Как отличить миф от реальности в стране, где одно давно подменило другое? Как сохранить себя среди тех, кто, яростно сражаясь за идеалы коллективизма и сверхчеловеческой витальности, сам мёртв внутри и желает другим того же? Наконец, каким станет мир в тот день, когда страшилки, которые дети рассказывают в лагере после отбоя, неожиданно станут правдой?».

Мария Парр, «Вратарь и море» («Самокат», 2018 г.)

Долгожданное продолжение «Вафельного сердца» норвежской писательницы Марии Парр, прозванной новой Астрид Линдгрен.

«Остроумная и трогательная повесть, как и предыдущие книжки Марии Парр, читается на одном дыхании: вместе с героями мы смеёмся и плачем — и верим каждому слову», — говорится в издательской аннотации к произведению.