Двадцать лет ты пролёживал его изо дня в день по 16 часов, после чего он пришёл в негодность. Ещё вчера для прощания с любимым предметом мебели требовался особый ритуал — либо тащить на специально отведённую площадку с контейнером вместимостью от 8 до 20 кубов, непременно закидывая внутрь (именно так, ни в коем случае не оставлять рядом с контейнером — ибо штраф), либо заключать разовый договор на вывоз барахла на свалку с любой лицензированной организацией. Хотя чаще всего делали по-другому — либо звонили первому попавшемуся «газелисту», либо внаглую ставили на общую площадку, что противоречило всем санитарным нормам. А между тем мы ежемесячно платим за вывоз крупногабаритного мусора около 1 рубля 40 копеек с квадратного метра.

Сегодня понятие «крупногабаритный мусор» исчезло из Федерального закона № 89. Остались только твёрдые коммунальные отходы, которые, тем не менее, нужно выбрасывать правильно и целиком — в восьмикубовый контейнер, а не мимо. С 1 января 2019 года каждая управляющая компания, ТСЖ (или муниципалитет) обязаны подготовить специальную площадку для вывоза диванов, шкафов, крупногабаритного и строительного мусора.

Для крупногабаритных отходов, кстати, установлен норматив накопления — 0.027 кубометров с квадратного метра жилплощади. Региональный оператор также не исключает, что в особых случаях утилизация мебельных гарнитуров и строительного мусора будет проходить в индивидуальном порядке — то бишь подразумевать выезд отдельной машины за отдельную плату.

Что делать со старой батарейкой и ртутной лампочкой?

На сегодня «работающей» централизованной схемы утилизации отходов повышенной опасности, какими представляются аккумуляторные батарейки и энергосберегающие лампочки, не существует ни в одном регионе России. В 2015 и 2016-м годах в нашем районе пытались внедрять оранжевые «экобоксы», собиравшие всю эту «вредность» для последующей дезактивации. Инициатива не пользовалась ажиотажным спросом и не прижилась. Централизованный сбор батареек продолжился в здании районной администрации и нескольких супермаркетах, однако в лучшем случае в коробку попадает один аккумулятор из ста.

Правила содержания общего имущества многоквартирного дома, утверждённые Постановлением Правительства РФ №  491, в пункте 11 накладывают на управляющую компанию обязанность создавать места накопления ртутьсодержащих ламп и батареек — и данный пункт не выполняется практически никем. В новой схеме обращения с твёрдыми коммунальными отходами предполагается создание площадок с контейнерами такой направленности в людных местах. Вывозить батарейки планировалось в Челябинск. Однако компания «РТ-Инвест» не намерена таскать этот мусор через всю страну и планирует в ближайшее время организовать производство по утилизации батареек в Московской области. Из одной тонны батареек можно получить до 940 килограммов вторичного сырья — речь о цинке, марганце, графите. Объём российского рынка по утилизации энергосберегающих ламп и батареек эксперты оценивают в 1,5 миллиарда долларов США.

Мусоропровод: заварить нельзя оставить

Дискуссия вокруг использования этого блага цивилизации продолжается. На начальном этапе разработки региональной схемы утилизации твёрдых бытовых отходов предполагалось заварить мусоропроводы повсеместно. Однако в дальнейшем от этой затеи отказались. Решено легализовать использование мусоропровода для «грязного» мусора — пакетов с пищевыми отходами, тех самых, которые с 1 января нам предстоит выбрасывать в серый контейнер. Инициатива вызвала много споров, нареканий и язвительных комментариев — разработчиков нового формата утилизации ТКО обвиняли в том, что они перекладывают ответственность за сортировку мусора… на крыс, предоставляя им идеальную среду обитания. Вместе с тем, использовать мусоропровод только для «чистого» мусора противоречит здравому смыслу, поскольку пищевые отходы придётся накапливать уже в квартирах, что имеет свои неудобства.

Сергей Рунько