Жизнь российского предпринимателя с каждым годом становится лучше, веселее и вольготнее. Разумеется, это не личное суждение редакции газеты «Вперёд». Аналитики Всемирного Банка составили рейтинг комфортных для ведения бизнеса стран, где наша страна оказалась на неплохом 35 месте. Год назад были ниже — замыкали четвёртый десяток. А в 2012-м болтались на позорном 120-м месте с африканскими диктатурами рука об руку. Согласны ли наши предприниматели с маститыми западными экспертами? Спросим у них самих.

 

ВОПРОСЫ

1. Согласны ли вы с тем, что жизнь российского бизнесмена становится год от года комфортнее?

2. Можно ли назвать Московскую область и Сергиев Посад комфортным местом для ведения бизнеса?

3. Становятся ли доступнее кредитные ресурсы? Или «сказочные условия» банков — пропагандистская выдумка?

4. Президент и премьер много лет призывают «не кошмарить» бизнес. Выполняют ли их распоряжение контрольно-надзорные органы?

5. Государство призывает бизнес-сообщество к партнёрству. Насколько вы ощущаете поддержку со стороны институтов власти?

6. Принимаете ли вы участие в районных и областных программах поддержки бизнеса? Если нет, то почему? Если да — насколько они эффективны?

 

Алексей ЕЖЕЛЕВ, создатель и директор этнопарка «Кочевник»

1. Нет. Не согласен.

2. По сравнению с остальной Россией — возможно, но я считаю, что в этом нет заслуги регионального правительства.

3. Для микробизнеса кредиты доступнее не становятся. Для крупного — возможно. Как бизнесмен, кредитами не пользуюсь. Пользуюсь как физическое лицо.

4. Как микробизнесмен со стажем 7 лет отвечаю: меня никто не кошмарил за всё это время. Так что не могу ответить на ваш вопрос.

5. Если брать в расчёт 2017 год, я получил президентскую премию. Но это единичный случай, а не закономерность.

6. Нет, не участвую. Когда я интересуюсь статистикой поддержки.... я понимаю, что она не работает. Поэтому не хочу тратить время.

 

Сергей КИСЕЛЁВ, индивидуальный предприниматель, кондитер

1. Возможно, для тех кто, давно работает... Как молодой предприниматель (ИП чуть больше года и планирую закрывать) я никакой повышенной комфортности, кроме патентной системы налогообложения, не вижу.

2. Однозначно нет. Рынок перенасыщен (занимаюсь по большей частью торговлей). Торговые сети вытесняет мелких дельцов... И при этом государство хочет, чтобы работали все в белую? Ха-ха!!!

3. Кредиты — отдельная тема...Не советую никому влезать.

4. Ходят, ходили и будут ходить... За год работы ИП — два суда. Проверки по наводке. И не думайте, что мне не везёт, просто «крыша» должна быть у всех — отголоски

90-х.

5. К партнерству в чём, простите? В поднятии налогов?

6. Нет, не доводилось.

 

Сергей ШИЛОВ, дизайнер, владелец архитектурного бюро

1. Абсолютно комфортно, я считаю. У меня такое ощущение, что у тех, кто говорят, что им некомфортно, бизнес завязан на взаимодействие с властью. Просто нужно выбирать такую нишу, которая не идёт в интерес с политикой государства.

2. Совершено точно. Люди, которые хотят открыть своё дело, не встречают никаких проблем и чувствуют себя неплохо.

3. Я интересовался вопросами кредитования. Есть просто несколько типов кредита. Кредиты для малого бизнеса у нас дают под очень большие проценты, с очень тяжёлыми условиями, что ухудшает перспективы развития. Поэтому кредитными инструментами не пользуюсь, всё приобретаю на свои средства.

4. Серьёзных проблем деятельность контрольно-надзорных органов не доставляла.

5. Моя деятельность непосредственно связана с взаимодействием с городом. Недавно встречался с главой района Михаилом Токаревым. Мы с ним знакомы и уже общались по поводу того, что наше архитектурное бюро будет участвовать в изменении облика города. Контакт ощущаю. Поддержку, как предприниматель, пока не очень.

6. Я об этих программах не знаю.

 

Арсений НОВИКОВ, владелец мужской парикмахерской

1. Я работаю недавно. Сравнивать не с чем. Но могу сказать, что серьёзных трудностей не испытываю.

2. Сергиев Посад — комфортное место для барбер-шопа.

3. Кредитными ресурсами я не пользуюсь, не обращался, заявок не подавал. Я интересовался, и мне смог предложить только один частный банк под двузначный проект. Дело в том, что у нас нет кредитов для малого бизнеса. Есть просто потребительские кредиты.

4. При большом желании контрольные органы могут найти повод придраться. В нашем бизнесе довольно много противоречий на законодательном уровне.

5. Поддержки со стороны власти нет, бизнес развиваю своими силами.

6. Ни о каких программах поддержки малого бизнеса не знаю.

 

Ксения ЗЕРНИНА, владелец ателье

1. Ответ: «да, но…» Я согласна с тем, что стало попроще. Но всё равно сложновато. Я уже четыре года работаю на себя. Первое ателье — разорилось, пусть по своим причинам. Клиентов у меня много, но я по-прежнему работаю в «ноль». Может, честным людям сложно? В нашей стране бизнес для очень «прошаренных» и обеспеченных людей. Должна быть материальная база. Изначально мы были не готовы ни по опыту, ни по стартовому капиталу. Людям очень тяжело открываться с нуля.

2. Дискутировали целый год. Стоит ли менять место? Люди идут к определённым мастерам. Им всё равно — центр, пригород. Проходимость в Сергиевом Посаде хорошая, но с парковками проблема. Но в целом работать и развиваться можно.

3. Мне кредиты не дают. Для кредитов нужен хорошо продуманный бизнес-план. Индивидуальным предпринимателям вообще не дают кредитов. Для банков они по факту приравнены к безработным.

4. В налоговой сфере более или менее порядок навели. Раньше деньги уходили не на те расчётные счета.

5. Мне было бы гораздо выгоднее закрыться и шить дома неофициально. Может быть, я не одна такая? Я довольно много помогаю детским домам, сотрудничаю с учебными заведениями, беру на практику, работаю с клубами, ДК, костюмы шью… Я «за» государство, но взаимности не вижу. Налоговых льгот за это не предусмотрено.

6. Вообще не знаю ни о каких программах. А вы знаете?

 

P. S. Российский микробизнес живёт в плену собственных иллюзий и завышенной самооценки. Виной тому неадекватный образ предпринимателя, создаваемый масс-медиа с конца 80-х годов прошлого века. Пробивной, успешный, обеспеченный человек, сметающий всё на своём пути, находящий общий язык с правоохранителями и бандитами… Как мало общего с реальностью имеют эти киношные персонажи. Ещё меньше коммерческая деятельность похожа на игру в «Монополию» и увлекательный квест. Это рутинный каждодневный труд, для которого требуется специфический набор личностных качеств и знаний. Будем честны, обладают ими не все. И заниматься бизнесом стоит не каждому. И государство это не прямо, но косвенно подчёркивает своими законодательными инициативами заградительного характера. Тут логика проста: на войне как на войне. И жаловаться на неё наивно. Если все поголовно ринутся извлекать доходы, кто тогда будет работать на заводах, больших стройках, учить детей, лечить стариков… да даже банально убирать снег с тротуаров?

 

СПРАВКА

5 предприятий Сергиево-Посадского района получили 5 миллионов 200 тысяч рублей в формате программы районной поддержки малого и среднего бизнеса.

6 предприятий Сергиево-Посадского района воспользовались региональной программой поддержки малого и среднего бизнеса, получив 26,5 миллиона рублей.

 

КОММЕНТАРИЙ

Семён ЖИЛЬЦОВ, первый вице-президент Торгово-промышленной палаты Сергиево-Посадского района:

Наибольшей популярностью пользуется региональная программа микрофинансирования предпринимательства — 3 миллиона на 3 года (8-13 % годовых, до 10,4 % для промышленности — прим. авт.). Как правило, предприниматель, идущий за субсидией, чётко понимает, для чего ему нужны деньги. Если не понимает — деньги ему не выдают.

Есть два вида субсидий — компенсация понесённых расходов, когда предприниматель приобрёл дополнительные мощности и начал выпуск продукции. И второй — на увеличение оборотных средств. Пример: продовольственный магазин хочет открыть второй зал, берёт заёмные средства, увеличивает оборот и возвращает эти средства.

Считаю ли я достаточным объём этих программ? Если бы параметры определял я, то сделал бы их градацию: не только 3 миллиона на 3 года, но и 5 на 5, 10 на 10. И возможность получения софинансирования привёл бы к более простой схеме — бизнес-план плюс статистика доходов-расходов прошлого года. Сейчас схема тоже довольно проста, по сравнению с ситуацией трёх-четырёхлетней давности. Сегодня для того, чтобы получить субсидию, предпринимателю необходимо собрать пакет документов не больший, чем для открытия расчётного счёта.