Но поздно и слишком наигранно. Упаковки с нечётным и урезанным количеством куриных яиц, появившиеся на прилавках, внезапно возмутили интернет-тусовку и некоторых депутатов Госдумы. Проснувшаяся «совесть нации» начала стыдить буржуев… Пардон, капиталистов, распоследними словами за то, что они, капиталисты, добросовестно выполняют свою общественную функцию — обогащаются на нашей жадности и глупости.

Играть на слабостях в кризис аморально, кто бы спорил. Но разве год, два или три года назад было по-другому? И разве девять яиц по «беспрецедентно низкой цене» в квадратной упаковке 3х3 — это единственный пример «заигрывания» с неустойчивой психикой покупателя?

Зайдите в первый попавшийся супермаркет, окиньте глазами любой прилавок с молочкой и попытайтесь выбрать лучшую пачку творога по соотношению цена-качество. В ассортименте будут представлены пакеты с весом нетто 180, 200, 220, 250, 320, 330, 370 граммов с условным диапазоном цен от 50 до 120 рублей. Чтобы понять, сколько будет за кило, нужно вооружиться либо острым умом, либо калькулятором. Спланировать завтрак без ущерба для кошелька вообще не представляется возможным. Семья из двух человек с одинаковым успехом съест и 200, и 250, и даже 330, не почувствовав принципиальной разницы, а переплатит рублей 35 за пачку — элементарно. А если умножить это всё на несколько десятков дней, когда вместо привычной пачки будет покупаться упаковка нестандартного размера?

С молоком в пакетах история не менее свинская. Все от мала до велика привыкли к литровой таре. Нам и в голову не приходило, что продавать можно по 800 граммов! Если проводить аналогии с яйцами, тут не одно, а два уже потеряли! Цена на «пакеты-пигмеи» очень вкусная и обворожительная — 29-30 рублей вместо 40. Берут охотно, иногда по два-три пакета, выпивая лишнее под предлогом «полезности». Экзотическая тара «литр-семьсот» тоже имеется и рядом бутыль чуть поменьше — «литр четыреста» с ценами чуть за 100. В расчёте на маму-бухгалтера?

И натыкаемся на хлеб. Стандартная буханка чёрного хлеба «кирпичом» по-советскому ГОСТу весила 700 граммов — но мы видим на полках изделия 500-620 граммов. Рядом с нарезными батонами по 400 граммов ютятся якобы «социальные» булки с весом 300-310 со спекулятивно заниженным ценником до 19-20 рублей. Опять обманули, гады?! В переводе на те же яйца — 3 штуки из десятка умыкнули, выдав за душевную доброту.

Подсолнечное масло в бутылках 0,81, 0,9 и 1,0 литра, 0,9 кг сахара, гречки и риса — ещё одна иллюстрация к сказанному. Сливочное масло в пачках 170 и 180 граммов вместо 200. Сметана весом 260 и 315 граммов. Сказка о «потерянном яйце» повторяется от прилавка к прилавку. Просто выглядит не столь вызывающе.

Совсем обидно видеть наглый «мухлёж» пивных производителей. Объёмно-таровый беспредел в слабоалкогольном сегменте давно перешёл разумную грань. Банки и бутылки 0.45, 0.385, 1.35 литра… Вместо стандартных «полушек» и «полторашек» вводят в заблуждение целые компании. Хвастаешься коллегам на работе: «На выходных я выпил целый ящик светлого нефильтрованного» — а на самом деле ящик без двух или трёх бутылок. Кто-то в следующую субботу попытается повторить подвиг и нарвётся на тяжёлое похмелье.

Единственное, до чего пока не додумались — это продавать водку в ёмкостях 0.37 или 0.42 литра. Это была бы абсолютно возмутительная подлянка с точки зрения ценителей и гурманов напитка, которые редко считаются с финансовыми потерями на пути к блаженству. Пол-литра и литр отлично соображаются на двоих и троих с примерным пониманием каждой компанией сценария вечера. Экзотические эксперименты с дозировкой внесут лишь сумбур и неразбериху, накалив до предела обстановку в незапланированно трезвом коллективе.

Иногда мы пытаемся «обмануть систему», покупая вместо стандартных шоколадных «Сникерсов» и «Марсов» двойные, удовлетворяясь сэкономленной «пятёркой-десяткой» за второй. На самом деле в пачках с двойными батончиками продают уменьшенные изделия. Маркетинговая уловка, на которую натыкаются не только дети, но и взрослые. А потом мы удивляемся: почему в Деда Мороза перестают верить так рано?

В стандартном спичечном коробке вместо 60 спичек может оказаться чуть более 30, тонких и без головок. Это уже форменное хамство, которое эквивалентно изъятию из обычного лотка ровно пяти яиц. При этом из-за малой цены на товар никто не заморачивается на его качестве. Перестали иметь спички стратегическое значение для каждого домохозяйства — печное отопление исчезло, при курении мы пользуемся зажигалками, выживать в дикой природе практически не приходится.

Но мы, встречая обман и беспредел на каждом шагу, фокусируем внимание исключительно на яйцах, даже не пытаясь разобраться, появились они раньше «капиталистических куриц» или позже, и стоит ли тема, над которой мы шумим, выеденного яйца. Или кто-то думает, что в недостающем яйце скрывается воспетая русскими сказками смерть Кащея в лице «перегибов» рыночной экономики и агрессивного маркетинга? Объяснить этот феномен, пожалуй, не легче, чем смысл сказки про курочку Рябу, которую мы с детства знаем наизусть, ни черта в ней не понимая. В наших силах не быть яйцеголовыми и, раз уж с нами решили играть в три напёрстка, стоит взять себя в руки и стать теми самыми квалифицированными потребителями, которых мечтал вырастить бывший министр образования Андрей Фурсенко.

Сергей Рунько

Фото Сергея Семенькова