Выставка открыта в популярной и теперь уже знаковой сергиевопосадской художественной галерее «АртБаzа» — живопись яркого, лирического, русского красавца и богатыря, в которого были и продолжают оставаться влюбленными все, Николая Куца.

Она представляет и дарит нам совершенно новым, неизвестным того, чьё искусство мы, казалось бы, не только понимаем и считаем знакомым насквозь по рифмам и слогам, но которое и любим давно, честно, ровно таким, каким знаем.

Этот год — 15-­летие кончины художника, 55­-летие его первых работ о Сергиеве Граде.

Куц — из многодетной крестьянской семьи, седьмой, в самой серединке, у матери, которая занималась только домом, хозяйством и ими, детьми. От неё и Природы и перешло ему чутьё Красоты, а отец — пастух, но, думаю, и от отца ему досталось немало.

Первый и главный учитель Николая — сосед­-ковровщик. Куц-­ковродел орнаментален и сентиментален, он узорчат и прихотлив. Вот его корень и исток — Восток! Как всякая исто русская душа, он пьян жизнью и счастлив, даже когда очень горько.

Эта выставка — эксперимент с подбором, композицией, экспозицией и анализом работ художника. Была вольница и совершенно необходимая кураторская свобода, за что огромнейшее спасибо руководителям галереи Марье и Валерию Яжукам.

Выставка позволяет взглянуть на творческий путь Куца иначе, чем принято, составив избранное от возможно ранних, которые отысканы его супругой Полиной Григорьевной, произведений самого начала 50-­х.

Там Куц-­портретист открывался острым, пронзающим, въедливым и необыкновенным мастером, изображая характер человека. Делал это через тонкую, поэтическую линию отдохновенных 60-­х — до истинного взлёта расцветом 70-­х, через удивительные, буквально наладонные, бесхитростные этюды Сергиева Града 80­-х и до финала его, когда Николай, найдя устойчивые композиционные схемы в излюбленном, полюбившемся и знакомом ему до коликов натурном материале, варьируя несильно, но обогащая и нагружая живописные слои лессировками, выходит на финишную прямую художником нарядным, праздничным, лубочным, смеющимся, искренним и искрящимся любовью, подарочным, щедро рассыпая талант...

Выставка не была бы полной, если бы мы не показали на ней несколько чудом уцелевших больших полотен художника и не дополнили бы её произведениями Полины Куц: декоративные доски, шкатулки, рос­писи и обжиги.

Именно она, хлебосольная, — сотворец Николаю, его землячка по степям казахским (он — родом с Севера, она — родом с Юга), с крепчайшим, устойчивым к непогодам мощнейшим жизненным духовным здоровьем, несломимой и горделивой стати, широкой кости, человека русского — в воле и напоре действий.

Случился в жизни Куца (помимо другого всего прочего) и пожар, унёсший сотни лучших творений, подготовленных для персоналки в Париже, — как словно по­написанному случилось это с Минасом Аветисяном, его кумиром современной живописи в Ереване, чьи работы Николай не просто любил, но, подражая, изучал, копировал.

Тогда именно Полина — как во все другие трагедии его — была с ним рядом, спасала, берегла, отпаивала тёплым парным свежим молоком заботы и вдохновила жить вновь и опять работать — и низкий поклон Вам, Полина Григорьевна, за него, за художника и его искусство, а вглядимся — так и палитра у них одна: цвета любви!

Артём Киракосов, куратор выставки

Фото Сергея Семенькова