(продолжение, начало в № 91 от 5 декабря 2018 года)

Рассматривая события, происходившие в Троицких слободах в 1764-1781 годах, кажется, что по мере завершения работ на лаврской колокольне (её достроили к 1770 году. — Ред.) жителями овладевало желание завести хотя бы немного подобной красоты поближе к своим домам. Не этим ли объясняется тот факт, что в течение немногим более десяти лет в слободах поднялись несколько каменных приходских храмов? В преддверии Нового года и Рождества вспоминаем историю трёх значимых посадских церквей.

Успенская церковь

В 1756-1757 годах, когда над стенами Лавры показался третий ярус колокольни, бобыли и пашенные крестьяне села Клементьева испросили благословения настоятеля Троице-Сергиевой лавры архимандрита Афанасия на возведение в селе каменной Успенской церкви. Строительство началось в 1757 году и, как показывают документы, велось не без помощи Троицкой обители. Так, в 1761 году по просьбе прихожан Лавра пожертвовала 20 тысяч штук кирпича на церковный свод, а три года спустя — два металлических креста для церковных приделов. В 1769 году, когда на всех пяти ярусах лаврской колокольни завершались последние отделочные работы, каменная Успенская церковь в Клементьеве была освящена.

Ильинская церковь

На противоположном берегу речки Копнинки, в Ильинском приходе, за постройкой каменной Успенской церкви — надо полагать, не без доли ревности — следили Троицкие солдаты и пушкари. Так или иначе, но в январе 1765 года Ильинские церковнослужители с приходскими людьми получили от духовного начальства разрешение построить в своём приходе вместо обветшавшей деревянной церкви во имя Святого Пророка Илии каменную церковь «в тож именование». Строительство началось в 1766 году не без помощи Лавры. Например, с олифенного двора обители была взята ветхая деревянная изба, которая пошла на обжиг кирпича для церкви.

Начатое в 1766 году строительство и обустройство каменной Ильинской церкви в приходе Пушкарской и Стрелецких слобод завершилось в 1773 году, через два года после окончания работ на лаврской колокольне и через четыре года после освящения Успенской церкви в Клементьеве.

В июле того же 1773 года Ильинская церковь была освящена. Об этом свидетельствует надпись на медной табличке в храме: «Храм во имя Святого Пророка Илии освящён наместником Лавры и ректором семинарии иеромонахом Павлом Зерновым в 1773-м году июля 21 дня». Кстати говоря, упомянутый в надписи наместник Лавры иеромонах Павел Зернов, в миру Пётр Сергеевич Зернов (1742—1815 гг.), происходил из семьи подьячего слободы Ильинского прихода.

 

Вознесенская церковь

Вслед за Ильинским приходом строительство каменной церкви началось в слободе Вознесенского прихода. От Троицких солдат и пушкарей жители Вознесенской слободы отстали на год. В октябре 1766 года они получили благословение митрополита Московского и Калужского Тимофея (Щербацкого) на построение каменного храма в честь Вознесения Господня. Каменная церковь должна была заменить две ветхие деревянные церкви — летнюю Вознесенскую и зимнюю во имя Трёх Святителей Вселенских.

Строительство каменной Вознесенской церкви началось в 1767 году, но двигалось не самыми быстрыми темпами. К концу июля 1772 года удалось приготовить к освящению лишь Трёхсвятский придел в церковной трапезной. Ещё семь лет потребовалось на завершение и обустройство храмовой части Вознесенской церкви. Лишь в сентябре 1779 года, согласно распоряжению архиепископа Московского Платона (Левшина), наместник Лавры иеромонах Павел (Пономарёв) освятил церковь Вознесения Христова «по церковному чиноположению».

Бедное Кокуево

Таким образом, к осени 1779 года из шести приходов Троицких слобод без каменного храма остался лишь один беднейший приход Воскресенской слободы (село Кокуево с близлежащими к нему окрестностями).

Пожалуй, сейчас непросто осознать, сколь велико было в то время значение построения каменной приходской церкви. Обычно она была самым большим и красивым зданием среди скромной деревянной застройки слободы, её главной, а то и единственной достопримечательностью. В церкви была сосредоточена вся общественная жизнь местных жителей. Потому мы едва ли преувеличим, назвав постройку трёх указанных выше каменных приходских церквей главным содержанием «экономического» этапа в истории Троицких слобод накануне преобразования их в 1782 году в посад.

СПРАВКА

В 1764 году Троицкие слободы перешли из ведения Троице-Сергиевой лавры в управление государственной Коллегии экономии. Слободчан причислили к разряду государственных крестьян и подчинили присланному чиновнику — «экономическому казначею». Начался новый «экономический» этап в истории Троицких слобод, продолжавшийся вплоть до 1782 года.

 

Подготовил Константин Филимонов 

Фото Сергея Борисова