Такую страну потеряли, не правда ли? Небо было голубее, трава зеленее, флаги краснее, колбаса вкуснее и иногда из мяса. Загорские и посадские продукты были визитной карточкой района, гремели на всю страну, обозначали его присутствие на промышленной карте и на прилавках, разумеется. Ни у кого язык бы не повернулся сказать, что мы тут всем районом лодыря гоняем и не вносим свой вклад в победу чего-то там актуального, чего строили на тот момент. А что сейчас?

Перед тем как ответить на этот вопрос, немного поностальгируем. Вспомним добрым словом почившую ныне кондитерскую фабрику «Феникс» и загорскую «Коровку», выпускавшуюся там с 60-х годов прошлого века. Конфету любили, отправляли в посылках через полстраны, в том числе в дальние военные гарнизоны. Позднесоветские и раннероссийские призывники отмечали, что дедовщина со вкусом «Коровки» была не настолько суровой — поехавший с катушек товарищ сержант, получив кило из родительской посылки «салабона», становился добрее и лояльнее.

Кондитерская промышленность в районе, впрочем, не умерла, хотя то, что немного съёжилась, — это факт. В деревне Федорцово работает небольшая «Сергиево-Посадская кондитерская фабрика», специализирующаяся на шоколадных, желейных и сливочных конфетах. Выглядят они вполне себе привлекательно, фантики красивые. Одна беда — узнаваемого лица, рогов, копыт или хвостов эти наборы ассорти не имеют. А бренд «Коровка», как известно, теперь принадлежит объединённым кондитерам из большой тройки «Бабаевский», «Рот Фронт» и «Красный Октябрь».

Был у нас свой приличного размера молокозавод на Угличе, официально закрытый в 2010-м, на самом деле — гораздо раньше. О качестве этой продукции спустя пятнадцать лет рассуждать трудно, тем более сравнивать с конкурентами из нынешнего времени — вкус молока, тем более не деревенского, ускользает из рецепторной памяти, но бабушки его брали. А они, те самые советские бабушки, воспитанные на деревенских продуктах, были более или менее надёжным индикатором качества продукции — ориентироваться при прочих равных на них можно.

Пищепром живее всех живых?

Нынешним флагманом молочной промышленности считается предприятие «Р-Септ», работающее с брендом «Посадское молоко», обслуживающее СПА(к) Кузьминский. Несколько тонн молока в день, несколько сотен кило творога — с такими объёмами и свой рынок не освоишь как следует, не то что соседние. На официальном сайте предприятия фигурирует 13 фирменных магазинов. Из этой дюжины только четыре по месту прописки — остальные девять в других муниципалитетах и районах.

Если очень постараться, можно найти продукцию «Зубцовского подворья» — небольшого молокозавода Лозовского поселения. В данном контексте мы имеем дело со сверхмалым производством, которое теряется в череде сотен брендов и не делает погоды на потребительском рынке.

Территория старого молокозавода, кстати, не пустует. Её осваивают производители тушёнки с модным названием «Патриот». Говядина, свинина, оленина и баранина в районе начали производиться с 2015 года. Проектная мощность предприятия до миллиона банок в месяц. Далеко не дешёвых, надо сказать. Направление вполне себе перспективное, поскольку продать консервированное мясо можно в любой точке земного шара без риска испортить продукт во время транспортировки.

Здесь же, на бывшем молокозаводе, производят мягкие сыры с французской плесенью — товар недешёвый, в кругах ценителей довольно известный. С переработкой мяса в районе, пожалуй, лучше, чем с чем-либо другим. Местный мясокомбинат работал неплохо или даже хорошо. Настолько, что его директор Анатолий Упырёв смог себе сделать головокружительную политическую карьеру. Репутация человека, у которого гораздо лучше выходит наладить производственный процесс, нежели «разруливать» районные управленческие коллизии, до сих пор идёт с ним рука об руку.

Сейчас предприятие здравствует. Но уже не в одиночку, а в тесной кооперации с белорусскими «мясными технологами», выпуская колбасу и полуфабрикаты не только со своей этикеткой, но и под вывеской «Белорусский смак». Неплохая маркетинговая уловка, которая нравится населению. Считалось, что отсутствие «шоковой терапии» в соседней республике позитивно отразилось на качестве продукции. С тех пор утекло немало воды и далеко не все товары, сделанные в Беловежской пуще, отвечают требованиям времени, но «зачётка» всё ещё работает на студента, поэтому и «смак» партнёров по Евразийскому союзу ещё долго будет востребован.

 

Неудачей закончился эксперимент с рыбой. «Загорский осётр» — производитель деликатесной чёрной икры и особо ценного мяса, о котором много говорили с 2013-го года, не дожил до наших дней и не вышел на проектную мощность. Видимо, в экономический кризис народу оказалось не до белуги с севрюгой.

Качественный алкоголь, которым не стыдно напоить близких друзей, в Загорске и Сергиевом Посаде «нулевых» не производили от слова «в принципе» (водка «Куранты» не в счёт). Но с появлением ценителей крафтового пива «лёд тронулся». Работает у нас на районе с середины 2010-х годов вполне себе состоявшаяся пивоварня под брендом Rewort. Продукцию не встретишь в каждом магазине, но задачу напоить весь Посад такие артели перед собой никогда и не ставили. Промышленные масштабы в этой отрасли на корню убивают вкус и снижают качество алкоголя. В ближайшие годы полку пивоваров этого направления прибудет. Кое-кто прорывается на площади индустриального парка М8.

И это далеко не всё.

Хлебокомбинат имел каждый уважающий себя советский город, если не посёлок. С точки зрения традиций всё осталось на своих местах. С точки зрения ассортимента — тоже. Крупнейшим посадским хлебным производством заведует группа компаний «Настюша» — крупнейший перерабатывающий холдинг страны, что, впрочем, не приблизило производство выпечки к стандартам XXI века. Достижением комбината можно считать «вход» в крупные ритейл-сети, но искушённый любитель булочек и ватрушек легко отыщет продукцию десятков сверхмалых домашних и полудомашних пекарен, работающих как «индивидуальные предприниматели».

Кого-то из переработчиков мог пропустить. Но не потому что ротозей, а потому что промышленные реалии XXI века несколько иные. Для того чтобы производить продукты питания, сегодня не обязательно владеть транснациональной корпорацией или цехом в несколько десятков тысяч квадратных метров. Пищевая промышленность — та редкая отрасль, в которой мелкий производитель может чувствовать себя комфортнее среднего и крупного, устанавливая свой ценник на «эксклюзивный товар». Единственное, что мешает ему обрести себя по-настоящему, — административные и бюрократические барьеры, которые, впрочем, с успехом преодолевают многие при наличии неформальных контактов с торговыми сетями и представителями местной власти.

Одним словом, не всё так однозначно. Трава, небо и продукты местного производства и сейчас вполне себе ничего — если как следует присмотреться.

Сергей Рунько

Фото из архива редакции