Успешный человек XXI столетия, кто он? Уж точно не пытавшийся стать футболистом или космонавтом, а в итоге усевшийся на мешок с деньгами в белой рубашке с галстуком «эффективный менеджер». Победителем по жизни в новейшее время становится тот, кто сумел обрести смысл существования и реализовать собственную мечту, пренебрегая косыми взглядами и ухмылками окружающих.

Путь Максима Сабирова — состоявшегося офисного клерка, в самом расцвете сил прервавшего карьеру юриста ради создания собственной фермы в окрестностях Сергиева Посада, — сегодня никакая не блажь, не юродство и не дауншифтинг. Это вполне себе осознанный рациональный выбор, который делают всё больше горожан.

Поить натуральным козьим молоком детей, собственных и не только, — разве не благородная мотивация? Разве не выбор человека с сильным мужским и отцовским стержнем?

Как-то умудрился герой нашей статьи угадать с эпохой, попасть, так сказать, в струю. Более 20 лет государство имитировало поддержку сельского хозяйства. Считалось, что «нецарское это дело», или «нешейхское» — если брать особенности нашей экономики: Средняя Азия, Турция и Азербайджан накормят. Опомнились. Начали выдавать гранты на развитие. Начинающий фермер Сабиров, державший в стойле десяток коз, решил: «А чем я хуже?» И получил деньги одим из первых. На них расширил дойное стадо, обновил автопарк, оборудование, нанял пастуха, доярку, ветеринара и сисадмина. И закрутилось-завертелось…

Стал медийной персоной (газета «Вперёд» ездила к нему на Гремячий Ключ раз пять, если не больше), подружился с коллегами — приобщился к бизнес-стратегии хозяина кузьминских бурёнок Олега Хахунова, в магазинах которого можно встретить козье молоко Сабирова, и уже лелеет планы о тысячеголовом стаде в Лозе на вновь арендованных землях. Начальник сельхозуправления Иван Кончаков гордится таким самородком, выделив его в числе лучших хозяев района.

А ведь это была извилистая тропа проб и ошибок. Пытался Максим на ранних этапах фермерской карьеры разводить кроликов, цесарок и другую живность, но решил сконцентрироваться на козах. То, что биржевые игроки и финансисты называют «хеджированием рисков», а мы, обыватели, «яйцами, разложенными по разным корзинам», в фермерском деле работает не всегда. Когда рабочих рук не хватает — это распыление сил, ресурсов и идей.

И такие вещи сразу не поймёшь.

Но некоторым принципам молодой аграрий начал следовать с первых дней работы. В первую очередь, это чистая кровь. Хороший козлёнок англо-нубийской породы стоит 300 тысяч рублей, зааненская дойная с правильной родословной обойдётся в 50 тысяч. Так что сформировать нормальное стадо с бухты-барахты, набрав поголовье по деревням за бутылку, не получится. Впрочем, и с породистыми активами зайти на легальный рынок сбыта было тяжело. Преодолеть бюрократические препоны местным мелким производителям помогает административная поддержка уровня депутата Госдумы… что говорит о том, насколько далека от совершенства система взаимодействия аграриев и торговых ритейлеров.

Выжить со стадом в сто голов можно, продавая молоко по 80-90 рублей за литр. Удаётся по 100. Но есть желающие создать огромное стадо 2500 голов и сбить цену до 60. Сабирова, правда, эти энтузиасты со своими демпинговыми планами не пугают: «Из 20 миллионов жителей Москвы и Подмосковья своего покупателя мы всегда найдём».

Максим исповедует интересные и прогрессивные экономические взгляды: по мнению фермера, чтобы противостоять турбулентности рынка производители козьего молока Московской области должны объединиться в кооператив. Это не капиталистический колхоз и не махновщина, а форма взаимовыручки, помогающая сохранить ресурсы. Есть, к примеру, у козьей фермы контракт с магазином на 200 литров молока в день, хотя в зимний период с такими надоями хозяйство не справляется. Что при таких раскладах делать? Платить штрафы за непоставленную продукцию? Жульничать на свой страх и риск, продавая коровье молоко? И то и другое — не выход. А когда твой товарищ по кооперативу, имея излишки молока, придёт на выручку и поможет выполнить твои контрактные обязательства — это и есть цивилизованный сельскохозяйственный рынок. И самым борзым олигархам от АПК дать сдачи сообща куда как проще, нежели поодиночке.

Ориентируется Максим Сабиров в своём новом амплуа на козоводов из Голландии. В Стране тюльпанов умудряются с одной дойной особи получить по 800 кило молока в год или 2,5 литра в день. В соседней Франции показатели на четверть ниже.

Вообще, козы обделены вниманием крупных российских аграриев незаслуженно. Они ведь могут нам не только с молоком помочь, но и кое-какие насущные проблемы решить. Представьте себе, едят борщевик и не морщатся! И молоко не теряет вкусовых качеств. Может, вместо химикатов и сомнительных фирм, осваивающих деньги на борьбу со сбросившими семена зонтиками, местным администрациям озаботиться развитием козоводства в поселениях? Хуже от этого точно не будет.

Сергей Рунько

Фото автора