Представления исторических реконструкторов на Красногорской площади в начале сентября и недавний фестиваль «Подкова» в сергиевопосадском музее-заповеднике напомнили о скором юбилее — 400-летии со дня заключения в Деулине перемирия между Россией и Речью Посполитой.

 

В октябре музей представит выставку «Железо и мужество», где впервые в российской музейной практике авторы сделают попытку восстановить арсенал Троице-Сергиева монастыря. К этой же дате сергиевопосадская библиотека им. А. Горловского представила указатель «Троице-Сергиев монастырь в истории русской Смуты», собрав ссылки более чем из 260 источников из своих фондов — книг, статей, научных трудов — в деталях восстанавливающих события тех лет. Пройти по местам, где 400 лет назад творилась история государства, можно было на экскурсии библиотеки В. Розанова «В гости к троицким сидельцам» c Алексом Рдултовским.

Деулинский мир — одно из важнейших событий начала XVII века для России в целом, и для сергиевопосадской земли в частности.

Деулинский мир подвёл черту под кровавой смутой в России. Развязанная опричным террором Ивана Грозного смута набрала мощь в царствование подозрительного и жестокого Бориса Годунова и развернулась во всей своей ужасной силе после его внезапной кончины в 1605 году.

Смуту усердно раздували соседи России, особенно Речь Посполита — союзное государство Польши и Литвы. Оттуда явились в Россию сначала первый, а после его позорной гибели второй ложный царевич Дмитрий.

Осенью 1608 года иноземное окружение засевшего близ Москвы Лжедмитрия отправило войско на Троице-Сергиев монастырь. Защитники монастыря — монахи, стрельцы и монастырские слуги, жители окрестных селений — поклялись «верно служить государю, который на Москве будет» и 16 месяцев держали оборону, истощая силы врагов. Твёрдый в поддержке Москвы, Троице-Сергиев монастырь стал в результате нравственным и политическим ориентиром для растерявшихся в смутные времена людей, стал опорой русской государственности.

В январе 1610 года враги отступили от монастыря, но смута продолжалась. С помощью части бояр, согласных на передачу власти польскому королю или его сыну, поляки заняли Москву, но народное ополчение Минина и Пожарского, поддержанное Троице-Сергиевым монастырём, осенью 1612 года освободило столицу. Так же не без помощи Троицкой обители в 1613 году состоялось избрание Земским собором царя Михаила Романова.

Избрание всем народом природного русского царя не избавило страну от иностранного вмешательства. Королевич Владислав, желая занять обещанный ему боярами царский престол, осенью 1617 года пошёл на Москву из недавно захваченного Смоленска. Наёмники королевича требовали денег; русские, обретя законного государя, ожесточённо сопротивлялись. К Москве королевич подошёл лишь в начале октября 1618 года, но не сумел захватить город, лишь потерял много людей. Тогда королевич пошел на Троице-Сергиев монастырь, но и здесь получил отпор.

Бывшие в войске участники осады монастыря 1608-1610 годов утешали Владислава: «Мы, о великий наш государь, стояли под сим Троицким монастырём мало не два года с литовским гетманом с Петром Сапегою и многих людей потеряли, а монастыря взять не умели».

Глубокой осенью 1618 года потрёпанные воины королевича оказались посреди давно разорённой их же соплеменниками страны и «аки скот» бродили по выжженным деревням «пищи ради и согретиа, но нигде не обретаху». В результате королевич дал знать о желании начать мирные переговоры с царскими послами.

По обоюдному согласию сторон, местом переговоров избрали Деулино, тогда ещё деревню, расположенную на равном расстоянии между монастырём и лагерем Владислава в Сваткове.

Первый съезд посольств завершился безрезультатно. Русские объяснили это исконной гордостью поляков и литвы. Со второго съезда посольства разъехались «с великою бранию». Лишь на третьем съезде, 1 декабря (11-го нового стиля) 1618 года, стороны подписали договор о перемирии на 14 с половиной лет. Ослабленная годами кровавой смуты, Россия уступила ряд своих западных областей и, главное, Смоленск с его мощной крепостью.

Тем не менее мир был встречен с радостью. Деулинский мир, по выражению Н. М. Карамзина, «не славный, однако в тогдашних обстоятельствах благодетельный», означал провал надежд Речи Посполитой установить господство над Россией. России же мир позволял залечить раны Смутного времени для новой схватки с агрессивным соседом.

Памятником Деулинскому миру стал высокий деревянный храм во имя Преподобного Сергия Радонеж-ского. Он был поставлен Троицким монастырём и освящён 1 декабря 1620 года «в деревне Девулине, идеже мирное поставление бысть промеж обою государств Московским и Польским».

Деревянный Сергиевский храм сгорел в мае 1865 года. Недалеко от того места где он некогда возвышался, стоит построенная на средства прихожан в 1850-1853 годах каменная церковь-звонница во имя Всемилостивого Спаса Нерукотворного Образа.

 

Константин Филимонов