Старший инспектор по делам несовершеннолетних отдела полиции города Хотькова Елена ПЕТУХОВА признаётся, что очень любит свою профессию. Когда начальник отдела по делам несовершеннолетних Александр Хоменко 19 лет назад предложил ей эту работу, она не раздумывая согласилась и не жалеет об этом ни минуты. Если дети совершают правонарушения, то в этом всегда виноваты родители, уверена Елена. И задача инспектора по делам несовершеннолетних эти маленькие трагедии предотвратить.

 

Помните первого ребёнка, с которым вам пришлось работать?

— Да, этот случай врезался в память. Когда я только поступила на работу, ещё даже звания не было, мне пришлось вместе с инспектором отправлять ребёнка в РБ. Пьющая мать бросила малыша одного в квартире. Я замотала мальчика в свою куртку, потому что у него не было тёплой одежды, так и повезла. Когда отдавала, врачи стали меня укорять: «Мамочка, как же вы можете свою кровиночку отдавать?» Я тогда так сильно разрыдалась... Таких случаев потом в моей практике было очень много. Были мамочки, которые наркотические вещества деткам подмешивали, чтобы малыши подольше спали.

 

Вы как­то отслеживаете судьбу своих подопечных?

— Часто подростки, с которыми я ранее проводила профилактическую работу, спустя время приезжают со своими детьми ко мне в отдел полиции города Хотьково. Они благодарят меня за работу и спрашивают: «Сейчас такие ужасные дети, мы же раньше были лучше?» А что мне им ответить? Только одно — что не бывают дети плохими или хорошими. Возможно, поколение и другое, но это всегда дети! Я уверена в том, что если ребёнок где­то оступился, то вина лежит полностью на его родителях. Ребёнку необходимо родительское понимание, любовь и забота, но не слепая любовь, когда мой самый лучший, а вы все неправы. Так тоже нельзя, золотая середина должна быть во всем, а в воспитании особенно.

Сейчас много внешне благополучных семей, а между тем ребёнок самовольно уходит из дома, предпочитает общение со сверстниками, с которыми совершает правонарушения. Начинаешь выяснять причины и понимаешь, что в семье воспитание сводится к тому, что одет, обут, накормлен. Родители потом с удивлением говорят: «Чего ему не хватает, мы ему последний гаджет купили?!» А ему не гаджет нужен, ему общение нужно. Вот такие проблемы в настоящее время имеются среди подростков и их семей.

 

Получается, что десятилетия идут, а проблемы у отцов и детей всё те же?

— Да, они абсолютно не изменились. Единственное, появилось новая «болезнь» — игромания, зависимость от Интернета, и это, конечно, очень страшно. И опять же, всё начинается с детства. Ребёнку уже в три года дают планшет, и он полностью поглощён им. Потом появляются компьютеры, игровые приставки, которые отводят подростка от реальности в другой, игровой, несуществующий мир. И вот это сегодня процесс воспитания.

 

Ваши дети не ревнуют, что много внимания вы уделяете чужим детям?

— У меня двое детей, сейчас они уже взрослые, всё понимают и поддерживают меня. Огромная благодарность моим детям и мужу, которые поддерживали и понимали меня на протяжении всей службы и делают это по сей день. Я часто поздно приходила домой, когда дети были ещё маленькими или в подростковом возрасте, однако всегда находила время, чтобы поговорить. Минутку, чтобы обсудить с ребёнком, что было за день, всегда можно найти, пока, к примеру, готовите ужин или гладите бельё. Общение со своими детьми — это закон в любой семье.

 

Не так давно известный актёр Марат Башаров взял опекунство над двумя сирийскими детьми. У вас ни разу не возникало желание усыновить ребёнка, которому вы помогли?

— Я думала об этом, когда дети выросли, но это очень серьёзный шаг. Показать, что ты усыновил, это один вопрос. Но этих детей надо так любить, чтобы даже в мыслях не возникло, что это не твои дети! Это ежедневный труд, и труд очень тяжёлый, и я бы сказала, не всегда удачный. Чтобы воспитывать усыновлённых детей, надо полностью отдавать им себя. А с моей работой это невозможно. У нас практически нет выходных, не в плане того, что их нет по графику, а в том понимании, что у людей проблемы возникают даже ночью. Беда не знает выходных, поэтому телефон никогда не отключается. Где бы я ни была, в магазине, на отдыхе, приходится консультировать, договариваться, если необходима медицинская помощь... Вообще в городе Хотьково, где я работаю, очень хорошо налажена взаимопомощь, сильно развито взаимодействие друг с другом. Сотрудникам полиции медицинские работники поликлиники всегда сообщают о случаях, когда мамочки не приводят детей на прививку, на плановый приём, или случаях, когда врач, придя в семью с маленьким ребёнком, заметила что­то неладное.

Администрации поселений Хотьково, Васильевское и Лозовское и все восемь школ, которые мы курируем, — это наша палочка­выручалочка касательно взаимодействия и взаимопомощи. Вот и сегодня уже было несколько звонков….

 

Раньше подростки боялись попасть в детскую комнату милиции, а как сейчас?

— Должен быть не страх, а уважение и понимание, что здесь помогут. Ведь бывают ситуации, когда ребёнок в силу каких­то причин не может рассказать о проблеме ни родителям, ни учителям. Ему нужен посторонний человек, который выслушает и поможет. Наши телефоны имеются на всех информационных стендах во всех школах на видном месте, и ребёнок всегда может к нам обратиться.

 

Какие самые частые правонарушения у подростков?

— На первом месте драки, на втором — кражи. Последнее время подростков захлестнула волна мелких хищений из супермаркетов. Бывает, что и машины угоняют. Тут с одним малолетним угонщиком очень долго разговаривали, доказывали, что это делать нельзя. Но проходит буквально месяц, как он угоняет следующую. Главное, ему эта машина не нужна, просто он так пытается заработать авторитет среди друзей. Тут мы опять приходим к семье — если подростка упустить, ему быстро найдётся применение на улице.

Однажды мальчик вообще разыграл нападение на себя, чтобы скрыть свои шалости. Подростка нашли привязанным скотчем к компьютерному стулу, с заклеенным ртом, вывернутыми руками и ногами. Он рассказал, что люди в чёрных масках проникли в дом, связали его и похитили крупную сумму денег. Потом выяснилось, что деньги он прогулял с друзьями, а когда родители решили делать ремонт, понял, что пропажу обнаружат и надо срочно что­то делать.

 

В каком возрасте дети со­вер­шают боль­шинство пра­во­нарушений?

— От 13 до 18 лет. Но сознание формируется не за один день, а начиная с двух лет, когда ребёнок требует у мамы шоколадку и она, боясь скандала в магазине, безропотно бежит её покупать. Уже тогда малыш понимает, что может манипулировать взрослыми. Это нарастает как снежный ком. И когда приходят с 14­-летним подростком и просят помочь, потому что он никого не слушает, что тут ответить? Мы можем только корректировать то, что вы ему уже дали. И тут не существует единого алгоритма действий, которому можно последовать, и будет всё хорошо. Всегда нужен индивидуальный подход к каждому.