Екатерина Краева — победитель конкурса «Педагог года Сергиево-Посадского района-2014» в номинации «Учитель года». Екатерина Викторовна преподаёт биологию в 16-й школе. За 15 лет работы она впервые приняла участие в конкурсе педагогического мастерства, и сразу — лучший результат. Теперь Екатерина Краева готовится к участию в конкурсе «Педагог года Подмосковья-2014».

Мы встретились с Екатериной Викторовной в привычной рабочей обстановке и побеседовали о конкурсе, биологии и о том, легко ли быть учителем.

екатерина краева, сергиев посадК своей первой профессиональной победе Екатерина Краева относится спокойно. «Всё зависит от времени, места и стечения обстоятельств. Так сложилось», — философски замечает она. Гораздо охотнее она вспоминает, как ребята справлялись с предложенными заданиями.

Особая изюминка конкурса в том, что своё педагогическое мастерство в действии учитель демонстрирует в «чужой» школе и на «чужих» детях. «Мне повезло. Мы с детьми настолько совпали, что было ощущение, будто я их знаю уже давно. Они мне помогли. Ведь я могу удачно придумать урок, но если дети не включатся, если их не удастся заинтересовать, то и не получится ничего», — говорит педагог.

Шестиклашки охотно поддержали беседу о вредных привычках и быстро сделали тематическую схему. Занятие завершила притча, смысл которой дети восприняли на удивление живо. Для конкурсного урока Краева выбрала тему «фотосинтез»: «Мы были учёными, которые открывали фотосинтез, делали опыты, анализировали их и пришли к выводу, что это за процесс. В итоге мы дошли до космического значения фотосинтеза».

«Биология — это удивительный предмет, которым можно увлечь ребёнка в любом возрасте», — уверяет Краева. Каждому интересны состояние его здоровья и живой мир вокруг. К тому же, современные дети начитанны, они черпают информацию из интернета, что им позволяет становиться активными участниками дискуссий. Зачастую тему беседы задают сами ученики, ставя перед учителем серьёзные и неожиданные вопросы.

«Так просто у доски я не спрашиваю. Как правило, мы беседуем. Мне нравится, когда дети мыслят, когда задают нестандартные вопросы, — рассказывает Екатерина Викторовна. — Время заставляет преподавать по-другому, не как раньше. Мы отходим от подачи готовой информации, подводим через проблемные вопросы, нестандартные ситуации, не имеющие однозначного решения, к тому, чтобы дети сами доходили до нужной теоретической информации».

Екатерина Краева вспоминает недавнюю ситуацию на уроке в 6-м классе: «Обсуждаем бесполое размножение. Приходим к выводу, что это более древний способ размножения, при котором все потомки похожи на родителей. Девочка спрашивает: «Как же тогда происходила эволюция миллионы лет назад, когда все были похожие?» Мы с ними дошли, что возникают мутации, спонтанные изменения. Тут же возникает вопрос: есть ли это у нас? И разговор плавно перешёл на мутации у человека, на онкологию, медицину. И это в 6-м классе! Ребятам было настолько интересно, что даже звонка с урока не услышали».

екатерина краева, сергиев посад

Екатерина Викторовна приветствует дискуссии на уроках. Если же ребята настроены категорически, она предлагает им выслушать информацию для размышления. По мнению педагога, в биологии много философских вопросов. Например, о происхождении жизни. Это одна из тем, вызывающих жаркие споры среди старшеклассников.

В спорах о теории эволюции Краева борется с шаблонными представлениями о Чарльзе Дарвине. В частности, большое впечатление на ребят производит выдержка из дневника учёного, где он написал перед смертью: «Творец изначально вдохнул жизнь в ограниченное число форм. И из этого количества возникли современные формы, изумительно совершенные и прекрасные». О том, что Дарвин был верующим человеком, даже далеко не все взрослые знают.

«Когда перед детьми противоречие, они вправе разрешить его в одну или в другую сторону. Любое мнение приветствуется, главное, чтобы оно было аргументировано. Они должны уметь думать, анализировать, сравнивать, мыслить. А согласиться с моим личным мнением или нет — это их право», — рассказывает Краева о своих принципах общения с учениками.

Осваивать учебный материал помогает проектный метод, Екатерина Викторовна его активно использует. На уроках школьники создают маленькие проекты. Например, в 5 классе ребята за один урок из пластилина и бумаги создают целую экосистему океана, разрабатывают эмблемы защиты океана от антропогенных факторов.

В апреле пятиклашки в школьные клумбы высадят цветы. Сейчас ящики с цветочной рассадой стоят на подоконниках в классном кабинете. Каждый из 5-х классов на внеурочных занятиях подготовил свой красочный проект ландшафтного дизайна вымышленной местности. Создание школьной клумбы будет финальным этапом конкурса.

Долгосрочные проекты вместе с учителем разрабатывают участники ежегодных школьных научно-практических конференций. Темы работ выбирают сами школьники. Как правило, они касаются вопросов, которые их волнуют. Так, в прошлом году ученица представила работу «Влияние разных факторов на развитие ребёнка». А один из самых интересных проектов назывался «Формула любви», где исследовались взаимоотношения с точки зрения биохимии и физиологии и были представлены разные формы любви на примере известных людей.

Многие ребята хорошо владеют современной техникой, они могут сделать интересную презентацию, наложить музыку, подобрать видеоряд. Компьютерные технологии, по мнению Екатерины Краевой, помогают в учёбе. Но, уверена она, увлечение техникой должно быть в рамках разумного. Нельзя забывать, что ничто не может быть важнее творческого дуэта — учителя и ученика.

Хотя в семье Екатерины Викторовны не было педагогов, с профессией она определилась ещё в детстве. В своём выборе не разочаровалась, хотя, как она призналась, порой бывает нелегко. Преподавание в шестнадцати классах (с 5-го по 11-й) и классное руководство практически не оставляют личного времени. Да и сама специфика профессии такова, что учитель публичный человек и всё время на виду.

«За время, что я работаю в школе, дети сильно изменились. Они стали свободнее, но временами эта свобода граничит с непониманием рамок в общении и поведении», — говорит Краева. Учитель старается со всеми находить общий язык. Особо ретивых отрезвляет юмор, дети и подростки его хорошо понимают.

На наш вопрос, что школа даёт взамен, Екатерина Краева ответила:

«Дети дают много энергии, не позволяют зажаться в своих проблемах. На работе иногда забываешь, что простужен, что дома какие-то сложности. Среди нас, учителей, очень мало пессимистов, мы позитивно относимся к жизни».

Юлия ЕРМАКОВА